ПАН, в греческой мифологии божество стад, лесов и полей. П. наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении П., так и его облике. П. – сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (т.е. «понравившийся всем»). В действительности имя П. происходит от индоевропейского корня pus-, paus-, «делать плодородным», что соответсвует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П. – миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник, из которого П. сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса – судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, т.н. панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П. – помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. Сохранилась легенда о явлении П. грекам перед Марафонской битвой и при Саламине. П. особенно почитался в Аркадии, где была священная гора П. Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П. входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном. В античной философии П. представлялся как божество, все объединяющее. В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого П. он показан как символ уходящего античного мира. Ранее христианство причисляло П. к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии П. соответствует Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
А.Ф. Лосев.
Первоначально П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т.н. заяций посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греческой вазописи встречаются изображения бородатых П. с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э. П. изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца. В живописи нового времени сюжеты: «П. и Сиринга» - у Рафаэля, Ф. Приматиччо, Я. Йорданса, Н. Пуссена и др.; «П. обучает молодого Дафниса игре на флейте» - у Джулио Романо, Аннибале Карраччи и др.; «триумф П.» - у Н, Пуссена; «суд Мидаса» - у Я. Йорданса и др. Образ П. часто встречается у П. Пикассо. В русской живописи П. – у М. А. Врубеля.
САТИРЫ, в греческой мифологии демоны плодородия, составляющие вместе с силенами свиту Диониса. Они териоморфны и миксантропичны, покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлиными или лошадиными), лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие, символом их неиссякаемого плодородия является фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Они забяки, любят вино. С течением времени их изображали в более антропоморфном виде, сохраняя от древнего животного облика пышный лошадиный хвост. Часто отождествляются с силенами. Известен миф о С. или силене Марсии, состязавшемся с Аполлоном. Хор С. – непременный участник т.н. сатировских драм (напр., «Киклоп» Еврипида, «Следопыты» Софокла). Павсаний сообщает о диком племени, обитавшем на островах Сатиридах и имевшем лошадиные хвосты.
А. Т.-Г.
СИЛЕНЫ, в греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Составляют вместе с сатирами (от которых их очень часто трудно отличить) свиту Диониса. С. миксантропичны, уродливы, трусливы, курносы, толстогубы, с глазами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славятся задиристым нравом, страстью к вину, ухаживанием за нимфами. Изображаются или в буйном танце с непристойными движениями, или сидящими на осле в полном опьянении, потягивающими вино из меха. В ряде мифов изображаются мудрые С.: мудрый С. у Вергилия в полусонном и полупьяном виде излагает в песне историю древней космогонии, рождение мира, царство Сатурна, подвиг Прометея, историю гелиад и др. В Македонии показывали место, именуемое Садами Мидаса, где Мидас поймал С., подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. Часто отождествляются с сатирами.
А. Т.-Г.
ФАВН (Faunus, от favere, «помогать», также Fatuus, Fatulcus, от fatuor, «быть одержимым», fando, «пророчествовать»), в римской мифологии бог полей, лесов, пастбищ, животных. Существовали представления как о множественности Ф., так и об одном Ф., женским соответствием которому была Фавна, Фатуя, впоследствии считавшаяся его дочерью и известная как Бона деа. При шуме леса или во сне Ф. давал предсказания, сложенные сатурнийским стихом. Хитростью пойманный Нумой с Пиком, Ф. вынужден был открыть ему, как следует отвращать молнию Юпитера. Ф. считался лукавым духом, воровавшим детей, посылавшим болезни и кошмары. Как Инуй и Инкуб вступал в связь со всеми животными и соблазнял женщин. Учреждение культа Ф., отождествлявшегося с аркадским Паном, приписывалось Эвандру. Он отправлялся в гроте на склоне Палатина, называвшемся Луперкалий (от lupus, «волк») и обслуживался коллегией луперков. В праздник луперкалий (15 февраля) луперки приносили Ф. жертву – собаку и козла. После жертвоприношения луперки, обнаженные, с козьей шкурой на бедрах бежали вокруг Палатина, стегая вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин, что должно было сделать их плодовитыми. Луперкалии были пастушеским праздником очищения и плодородия, отвращения от стада волков и, возможно, были связаны некогда с культом волка, выступавшего как бог Луперк и затем слившегося с Ф. Особенно почитался Ф. крестьянами, как покровитель скотоводства и сельской жизни. Считался также одним царей Лаврента, сыном Пика, отцом Латина.
Е.М. Штаерман.