Тачанка с Юга или Египетская боевая колесница

Чертежи египетской колесницы и выдержки из статьи Сергея Войцеховича в сентябрьском номере 2001 г. в журнале «MiniART».
Многие историки полагают, что боевые колесницы появились в Египте при завоевании eго гиксосами в 1670 г. до н. э. В письменных источниках боевые колесницы впервые упоминаются во времена фараона Камоса, около 1520 г. до н. э. Сказано там, когда египтяне победили гиксосов - «... на колесницах они (т. е. гиксосы) пустились бежать». В Библии, в 1-й книге Моисея «Бытие», есть упоминание о колеснице, относящееся к 1715 г. до н. э. Фараон «...велел везти его (Иосифа) на второй из своих колесниц...» (гл. 41, ст. 43).
Египетская боевая колесница - изящный, легкий, двухколесный экипаж. Один человек мог легко переносить ее на руках. Более древние колесницы (XVI-XV вв. до н. э.) были простыми в устройстве и имели небольшие размеры. Кузов в основании -56x50 см, высотой - 75 см. Ось диаметром 6 см и длиной 1 м 23 см, концы ее выступали на 23 см от кузова. Дышло диаметром 6-7 см и длиной 2,5 м. Как правило, оставлялся только каркас кузова, хотя уже и в то время его иногда обтягивали кожей.
К середине XIV в. до н. э. раз меры кузова увеличились. Высо¬та стала 125 см при длине 102 см. Оси выступали по обе стороны кузова на 36,5 см. Колесо диаметром 92 см, дышло длиной 2,56 м. На изготовление оси и спиц шел дуб, дышла - вяз, обода колеса, рамы кузова и ярма - ясень, ступиц - береза. Обод колеса мог изготавливаться из сосны. Спицы для придания им большей упругости склеивались из двух продольных полосок. Спицы у основания, в точке их соединения со ступицей, обклеивались берестой. Ярмо скреплялось с дышлом с помощью ремней и металлической чеки. В местах соединения части обода и кузова скреплялись нагелями и связывались сыромятными ремнями. Округлые деревянные части гнулись на пару. Кузов обтягивали кожей или тонкими металлическими пластинками. С боков на кузов крепились кожаные колчаны для стрел и дротиков. На более древних - по одному колчану с каждой стороны по диагонали вперед, а позднее - четыре, по два с каждой стороны крест-накрест.
Красились колесницы яркими красками по золотому фону (черной, голубой, красной), украшались золотом и драгоценными камнями. Золота не жалели. Так, из одного источника известно, что на одной колеснице было 320 шекелей позолоты, т. е. 2 кг 688 г.
В колеснице помещались два человека - воин и возница. Колесницы были очень дороги и воевать на них могла только высшая знать. Колесничие делились на гвардейских колесничих («колесничих Его Величества») и колесничих других подразделений.
В Телль-эль-Амарнской переписке упоминаются соединения в 10, 30 и 50 колесниц. По другим документам известно, что 50 колесниц находились под управлением «предводителя пятидесяти». В Египте впервые разработали устав, где были указаны команды и приемы маневрирования колесницами. Так, один из маневров назывался «гнев фараона». Колесницы, ворвавшись в ряды врагов, должны были раз вернуться и промчаться от фланга к флангу.
Описано сражение фараона Тутмоса III (I502-I449 гг. до н. э.). Накануне сражения Тутмос отдал приказ воинам подняться на колесницы и стать в ряд. Сам на блестящей, издалека заметной колеснице расположился в середине. Потом двинулся в атаку на неприятеля. Яркая окраска и позолота колесниц, блеск оружия, страусиные перья, развивающиеся над головами лошадей, грохот копыт и колес - все это должно было производить большое психологическое воз действие на противника.




Если кому-то понадобяться чертежи в более высоком разрешении - напишите, я скину.
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Спасибо Михаил - я тоже купил на развале этот номер из за именно этих чертежей . Правда запоздалое было преобретение - я уже заканчивал работу над своей . Очень полезные чертежи !
А журнал "МиниАрт" помоему так и остался только №1 - !?
 
Ну вот, Сергей! А всего то нужно было клич кинуть - ищу такую-то, такую-то информацию. Если будет нужда, спроси - не жалко, сообща поди соберем все необходимое.
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Дык ... Михаил - кидал клич то ! И даже откликнулись люди... вот только реально подсказали только двое . Но чес слово клич был . :wink: :D
 
Боюсь, тогда, было это еще до того, как я узнал о "Моделскульпте" :roll: .
Я ж с Вами не так давно - с весны :lol: .
 
Спасибо за полезную информацию.

А существуют ли подобные чертежи по боевым персидским колесницам?
ну или более менее приличное изображение, где можно понять ее устройство?
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Костя привет - на сколько могу подсказать по персидской колеснице, вышла новинка у Русского Витязя ! да в 120 мм ! Зайди на сайт , и там есть где разглядеть фрагменты хорошего качества :
<!-- m -->http://ruvit.ru/details.php?id=1152<!-- m -->

Вообще на сколько знаю в 120 мм (!) это вторая колесница - первая была египетская 120 мм от Андреа Миниатюрес .
 
Константин, откуда возьмутся чертежи?
Чертежи египетских колесниц сделаны по нескольким реальным колесницам из гробниц фараонов.

Персидских колесниц до нас не дошло ни одной. Серпоносных нет даже изображений, только словесные описания из письменных источников.

Я же кажется высылал всё, что есть из хороших аутентичных изображений несерпоносных персидских колесниц, и варианты реконструкции серпоносных.

P.S. Колесница от РВ - хороша. Но в плане достоверности ... :? Особенно кузов с кобрами порадовал, просто "Царь скорпионов" какой-то :wink:
 
Сергей, спасибо!

Антон, да все присланные материалы актуальны.
прискорбно , конечно, что ничего до нас не дошло....
Но для моделиста желательно иметь более "приземленное" изображение. :wink: В большинстве случаев скульптор/моделист не является историком и заниматься изучением просто не может. Дали чертеж - получите модель...
 
Константин, согласен.

Почтой уже выслал, выложу и сюда рисунок из Хэда. Гипотетическая реконструкция серпоносной квадриги, но зато все поекции. Кузов и колеса по мотивам рельефа ападаны в Персеполе и мозаики из дома Фавна.

 
Михаил, спасибо за "тачанку"!
Константин, единственное достоверное, что можно предложить по поводу персидских колесниц - это золотая модель колесницы из т.н. амударьинского клада.
Там уже готовая модель :) сделаная для какого-то моделиста 2,5 тыс. лет назад. Заказчик, как и автор неизвестны :D

есть еще и детали от второй:

Реконструкция, которую выложил Антон, думаю сделана "по мотивам" именно этих клесниц.
Прошу прощения за качество фото, сканировал из старого каталога выставки Брит. музея в Эрмитаже. Других у меня, к сожалению нет.
Можно еще ахеменидские барельефы посмотреть и мозаику из "дома фавна", если не ошибаюсь, где Дарий как раз на такой колеснице удирает от Александра.
 
Сверху