О гипсе

Понимаю, что гипс практически не нужен при мелких масштабах, но "монументалистам" может пригодиться, плюс кто-то интересовался про снятие слепков с ножки ребенка.
это первый опыт написания руководства - не судите строго, а работа с гипсом это вообще тема для средних размеров книги(такого вообще не встречал:(), постараюсь все максимально сжать и дополнять по мере возможности)

Для чего:
если изделие достаточно крупное и не имеет тонких элементов промежуточное копирование в гипсе позволит доработать мелкие детали и "вылизать" поверхность;
дополнительно изделие из глины или пластилина переводится в более твердый материал, с которого проще снимать форму для тиражирования;
гипсовый кожух позволит сэкономить на силиконе, а если форма многокусковая - будет фиксировать куски формы.
снятие слепков с людей или растений
Материал:
  • на строительных рынках ГВС-16 или ГВВС-16 (гипс высокопрочный скульптурный) в мешках по 38кг по цене около 500руб за мешок;
  • в художественных продаються "майонезные ведерки" с 1кг гипса по 50-70 рублей.
упаси вас боги брать Г-6 или Г-7 - это строительные мягкие гипсы и они ни как не подходят для скульптуры - слишком мягкие, только ГВ(В)С-16;
Инструмены и полезные мелочи:
  • гипсовки, пару штук
IMG014.jpg

резиновые, покупал такие в ОБИ. Раньше резали пополам советский резиновый мячик диаметром примерно 15см, что характерно похожего цвета. Чистятся путем выворачивания наизнанку.
  • набор автомобильных шпателей (стройрынки и магазины)
  • лезвия для канцелярского(малярного) ножа(удобнее шириной 25мм, но сойдут и 18мм) без самого ножа - он только быстро загадится гипсом, а подлезать куда-либо лезвием гораздо удобнее.
  • Мастихины (в худмагах) - очень удобны в качестве мини-шпателей, бывают разных форм и размеров, самые ходовые "капелька" или "ромб", на стендах не всегда полный ассортимент, спрашивайте что есть еще.
мастихины.jpg
  • полотна для ножовок - из них при помощи ножниц по металлу и точильного станка делаются фигурные цикли, для вырезания всевозможных элементов(вытачиваются и точатся под прямым углом к точильному кругу, такая заточка подходит и для циклевки дерева - практичнее, чем выводить вручную угол в 20-30градусов и перетачивать после первого сучка).
после работы инструменты необходимо очищать от гипса, потому что он (гипс) призывает ржавчину с какой-то дикой скоростью, проще всего как у маляров-штукатуров поставить ведерко с водой и тряпочкой и протирать сразу после окончания использования инструмента, пока гипс не застыл.

Подготовка:
если форма или отливка снимается не с глины или пластилина, обязательно нужно промазать изделие(форму) разделительной смазкой, подойдет вазелин (при снятии формы с людей только он), но лучше сделать самому мыло:растительное масло:вода - 2:1:7, при контакте этой смазки с гипсом образуется не растворимый водой олеат кальция (кальциевое масло). наносится кистью(щетина подойдет).так же гипс к гипсу прилипает намертво и без разделителя вы не только запроете форму, но и убьете модель(или и форму и и отливку).

Так же очень часто при снятии формы с людей забывают про волосы и пух, покрывающий все тело, все это дело необходимо сбрить, иначе, даже при наличии вазелина, дополнительно будет произведена весьма неприятная и болезненная эпиляция.(в некоторых случаях, например брови и ресницы можно обильно замазать вазелином, но я думаю с первого раза ни кто не будет снимать форму с лица(головы) живого или мертвого(иногда делают посмертные маски) человека)...

В качестве рабочей поверхности лучше всего зарекомендовало себя стекло (идеально найти где-нибудь списанное из вагонов или дверей метро и электичек - оно устойчиво к ударам) - его очень легко чистить шпателем(циклей).

Опалубка и дробление формы:
при формовке рельефов делается опалубка из досок(фанеры), покрытых лаком или пластика(оргстекло, акриловый камень...) по принципу "испанского перекрестка":
испанский перекресток.png

когда форма снимается с объемного изделия, "ограждение" формируют кусочками жести(сырье для них - консервные банки) просто втыкая их в изделие если оно из глины или пластилина, или пластилином/глиной(хранить отдельно от материала для лепки - остаются кусочки гипса которые нецелесообразно вычищать), если это гипс либо другой твердый материал.

При формовке людей либо часть тела опускается в лужицу из гипса, либо гипс наплескивают на часть тела, потом тело вынимается из застывшего гипса и край выравнивают путем обрезания.

При "проектировании" формы надо обратить внимание на возможные "замкИ" - места, где форму будет заклинивать между элементами изделия, и соответственно делить форму на большее количество частей (в качестве обучения попробуйте снять форму с человеческого черепа примерно в 40 кусков и можете считать, что научились дробить форму и достаточно хорошо освоили работу с гипсом;))
так же стоит учесть, что гипс при застывании расширяется на 1-3%

Для перевода изделия из пластилина или глины в гипс для последующей доработки форму вобще лучше сделать из одного-трех кусков, промазать разделительной смазкой и залить гипсом, а потом просто аккуратно сбить при помощь долота и ножа - т.н. форма "в расколотку". подобным образом делаются и слепки с человека.

Стоит еще добавить о толщине формы. для куска площадью с ладонь достаточно 2-3см толщины, а если форма "в расколот" можно и тоньше - легче потом сбивать.

Смешивание:
разводится с водой в пропорции 1:2 пообъему(2 части воды и 1 часть гипса). Гипс насыпают в воду, ни в коем случае не наоборот, иначе будут комочки. с приходом опыта гипс можно насыпать "на глазок" до появления "горочки" на поверхности воды.

Размешивают либо палочкой, либо из куска проволоки(электрод для сварки) делается мешалка(конец проволоки изгибается кольцом) и вставляется в электродрель(шуруповерт); для объемов более 5л смеси можно взять черенок от лопаты и к торцу прибить крестом 2 пластинки ~100Х20мм из металла, пластика или, на край, фанеры, мешать движениями вверх-вниз), а лучше взять специальную насадку на дрель(строительный миксер называется).
в итоге получается смесь, по консистенции напоминающая жирное молоко.

Сразу заливать смесь в форму(опалубку) не стоит, она будет протекать сквозь щели обкладки или стекать с изделия, надо подождать 5-7 минут (одну сигарету), когда гипс приобретет консистенцию кефира и выйдут пузыри, образовавшиеся при размешивании.

Время жизни гипса от начала смешивания до первичного схватывания примерно 30-40 минут

Нанесение:
в опалубку гипс просто заливается сверху, в угол, за 2 подхода: в первый гипс заливают, чтобы он покрыл изделие и выгонняют пузыри(обычно для этого используют пучок, отрезанный от веника), так же можно просто "оплескать" поверхность вручную, убрать пузыри "мини-веником"; а после заливают оставшийся гипс, создавая толщину форме.

При формовке объемных изделий (или людей) сразу после размешивания наплескивают тонкий слой гипса(как бы смачивают поверхность изделия) и ждут, когда гипс приобретет консистенцию сметаны, а затем намазывают снизу в верх, набирая толщину формы.(добавлю подробности позже)

Все лишнее после схватывания "сдрергивается" при помощи шпателей "на массу"(от краев к центру), иначе края пооткалыает.

Научное:
гипс - это минерал, после добычи его пережигают и получают полу-гидро-сульфат кальция(CaSO4 x 0,5(H2O)). при смешивании с водой реагирует с выделением тепла и получается твердый ди-гидро-сульфат кальция(CaSO4 x 2(H2O))

гипсо-химия (или "секреты", за раскрытие которых все "про" гипсовики захотят оторвать мне голову и прочие детородные органы:)):
в горячей воде гипс застывает быстрее раза в два-три, того же эффекта можно достичь добавлением обычной поваренной соли в количестве маленькой шепотки(до 1грамма) на литр раствора. если добавлять соль, то через некоторое время(неделя+) эта соль выйдет на поверхность кристаллами в виде "пуха" или "ваты". так же гипс при "ускорении" немного теряет в прочности.
ну само ускорение тоже опасно: как-то мне надо было отлить плиту 700х700 толщиной 4см, это примерно 20 литров раствора, решил ускорить процесс, замешал на горячей воде из под крана и добавил столовую ложку соли "с горчкой", быстро размешал дрелью и опрокинул в опалубку - ведро "встало" на выливаемом гипсе: пол-ведра плюшкой в середине опалубки, остальное - в ведре:)
с лимонной кислотой ситуация обратная - пара кристаллов на литр и гипс будет только схватываться от 2-3часов, обычно дожидаются, когда гипс приобретет консистенцию густого кефира и добавляют кислоту... при контакте с уже отвердевшим гипсом достаточно быстро густеет и твердеет. У меня при монтаже лепнины на объекте такой гипс стоял жидким в ведре с неделю...
ПВА вколичестве столовой ложки на литр раствора немного замедляет реакцию гипса с водой, но в итоге существенно увеличивает твердость отливки
при изготовлении многокусковой формы удобнее подкрасить куски разными цветами тушью или чернилами в количестве от 1 чайной ложки на литр раствора, причем добавлять в воду до засыпания гипса. так же удобно подкрасить форму "в расколотку" - легче будет понять где форма, а где отливка. Осторожно с акриловыми и гуашевыми красками - с ними гипс ведет себя непредсказуемо. различные пигменты для красок не пробовал - нужно экспериментировать.

О безопасности и чистоте:
Гипс безвреден, может быть источником кальция для растущего организма(моей матушке, а чуть позже и мне, в свое время, показался вкуснее мела:)) главное не есть порошок не прореагировавший - будет плохо.
при частой работе может сушить кожу рук - после работы смазывайте руки увляжняющим детским кремом.
При попадании в глаза может щипать - просто промойте глаза водой, или потерпите)
пока гипс жидкий его достаточно легко смыть большим количеством воды, когда затвердеет - замучаетесь отколупывать (спросите у жены скульптора - что такое: стирать носки скульптора:))
 
Последнее редактирование:

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Снимаю скальп Кирилл !
ОЧень полезная информация, и огромное спасибо !
Сам сталкивался со всеми этими мелочами - а подсказать то и некому профессионально .
На фото - на заднем плане и мои фигуры и барельефы - обычный гипс, конечно мало живущий , и сделаны были давно - уже сыпятся. :(
Как говорится :
Лучше поздно - чем никогда .
или по нашему:
Знал бы прикуп -жил бы в Сочи !
Спасиб - ОЧень полезно!
 

Вложения

  • салон МОНТАНА.jpg
    салон МОНТАНА.jpg
    396,7 КБ · Просмотры: 1.072
Рад помочь, Сергей)
я сам профессионально с гипсом не много работал, у меня папик скульптор - считай в гипсе и глине зачат и родился)

для восстановления рекомендую гипсовую шпатлевку PUFAS - на тех же стройрынках около 250р за 5кг мешок(на тему строительных рынков и сухих строительных смесей - проверяйте, чтобы мешки были не подмокшие).
03_01.jpg

этот "Пафос" смешивается с водой до консистенции сметаны или даже гуще, при определенной сноровке из него можно даже лепить.
для наращивания и склеивания сухие детали из гипса надо намочить иначе все снова очень и очень быстро рассыпется...
время жизни до 1 часа.
после схватывания - доработать режущим инструментом...
ну и краска может размокнуть или отслоиться...

P.S. ну как-то негоже - приполз как хрен с горы, начал советы спрашивать, вот что-то и дернуло поделиться информацией (возможно и наезд на "синей конфе" с первого сообщения):)
 
Последнее редактирование:

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Да и всё правильно и сделал, спасиб.
Знаю, НО НЕ ПОЛЬЗОВАЛ -
раскрой нам глаза если в теме.
Как то для усиления гипса жарят крахмал и добивают консистенцию перед отливкой , знакомо ?
 
про крахмал вообще не в курсе, видимо совсем древняя технология....
БСЭ - работа с гипсом написал(а):
Для увеличения твердости изделия из гипса в последний перед затворением добавляют известь пушонку, просеянную через тонкое сито. После чего гипс затворяют, раствор тщательно перемешивают и заливают в форму. После схватывания гипса отливки сушат в теплом месте.

Придает крепость гипсу пропитка его изделий в течение суток раствором 5%-ного борнокислого аммония, нагретого до 30 градусов. Заметим, что борнокислый аммоний необходимо правильно приготовить. И делают это так. Сначала в теплый раствор борной кислоты в воде добавляют при помешивании небольшими порциями нашатырный спирт до тех пор, пока лакмусовая бумажка не начнет окрашиваться в синий цвет (жидкость имеет рН = 6-7). После чего жидкости дают постоять.

Повышает прочность отливки глауберовая соль, раствором которой обрабатывают готовую отливку.

Твердость гипса значительно возрастёт, если его затворить водой, содержащей до 50% кремневой кислоты, а готовую отливку затем нагреть до 60-80 градусов.

Еще по одному способу придания гипсу прочности гипс затворяют в почти насыщенном растворе буры. Готовую же отливку сначала пропитывают хлористым барием, а затем покрывают горячим мыльным раствором и промывают водой.

Одним из лучших способов получения высокотвердого гипса является 2-часовая пропитка гипсовой отливки цинковым или железным купоросом.

из этого только известь-пушонку пробовал, она к тому же сильно "замедляет" гипс, а особой прочности не заметно(
единственно где постоянно известь применял - для протягивания профилей по шаблону. Настаивал воду на извести и на этой воде замешивал гипс - становится как масло и почти не "растет"...

по опыту - ПВА лучше всего укрепляет - замучался потом модели подправлять)
еще можно изначально более густой гипс замешивать(сразу да состояния жидкой сметаны-густого кефира)
а ПВА+густой замес - совсем твердо, даже поцарапать сложно...

про Пуфас - все в сообщении выше(немного дополнил и поправил), дальше - только видео с работой:) на него сейчас даже гипсовую лепнину приклеивают....
 
Последнее редактирование:

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Ещё раз попробую - за спрос влоб не дают .
Берём обычный крахмал, "растягиваем" на противень, жарим до "золотсистого цвета", добавляем в гипс (алебастр), и ....
???
 
еще раз отвечу) про жаренный крахмал даже не слышал) про добавление крахмального клейстера при замешивании - краем уха, в историях про давние времена....

P.S. Мне немного сложно писать все очень подробно, некоторые тонкости воспринимаются на уровне прописных истин)
 
Последнее редактирование:

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Точно знаю что жаренный крахмал в художественных мастерских в Совковые времена добавляли в строительный гипс ,
именно для долголетия и твердости.
Как рожденный в середине прошлого века заявляю. :)))
 
как один из последних детей, рожденных в советской империи, те времена не застал:) только в байках и историях.....
к дедовским методам отношусь с точки зрения практичности - пользуемся, пока не придумали чего-либо более дешевого, простого и удобного,
или если под рукой ничего нет...
 
да, забыл, склеивать гипс лучше всего тем же ПВА.
Если клеить супер-клеями - есть риск, что снова расколется по тому же месту, оставив тонкую пленочку отслоившегося гипса..
 
подкорректировал, дополнил и отформатировал абзац о материалах и инструментах.
появилась проблема-катастрофа - размер сообщения перевалил за 10к символов, что посоветуете?:)
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху