Изготовление деревянной подставки

Всем, кому интересен вопрос изготовления деревянной подставки своими руками - добро пожаловать! Здесь я буду выкладывать полный (по мере сил) отчет о изготовлении этого важного предмета оформления военно-исторической миниатюры. В моем варианте, это будет мемориальная подставка для миниатюры офицера Гвардейского Преображенского полка в сражении при Полтаве, 27 июня 1709 года, славный 300-летний юбилей которого будет отмечаться 8-го июля сего года:
 

Вложения

  • .jpg
    .jpg
    71,9 КБ · Просмотры: 2.228
Re: Изготовление дереянной подставки

Очень нужная тема. Поддерживаю. :eek:k: Тока вот не ожидал увидеть ее в разделе "Роспись миниатюры" :?
 
Re: Изготовление дереянной подставки

Dimitry: долго думал куда разместить и не нашел ничего лучшего :wink:

В поиске формы для будущей подставки, выбор пал на «полутрапецию».
Взяв черновую заготовку подходящего сечения, остается придать ей нужные размеры. В домашних условиях это можно сделать при помощи такого столярного приспособления, как стусло (размеры в мм):
 

Вложения

  • img844.jpg
    img844.jpg
    40,4 КБ · Просмотры: 2.199
Re: Изготовление дереянной подставки

Подставка, это обрезок от заготовки колодки для рубанка, склеенной из двух березовых брусков. Я думал затонировать ее под красное дерево (береза хорошо тонируется под красное дерево и орех). В последствии от этой мысли пришлось отказаться, так как бруски, скленные против волокон, не создавали впечатления однородного массива. И тогда я решил попробовать применить такой способ декоративного оформления, как фанерование - облицовку массива шпоном. Причем не имитировать массив какой-либо породы, а целенаправленно использовать шпон разных пород. Технологию фанерования и полученный результат выложу в ближайшие дни.
 
Подготовка основания к фанерованию (облицовке) шпоном.

Основание должно быть ровным и гладким.
Задиры,сколы и вмятины заделывают деревянными вставками. Можно воспользоваться и шпаклевкой, но тогда следует отшлифовать зашпаклеванные места заподлицо.
Сучки высверливают (или выдалбливают) и заделывают деревянными пробками или вставками, также заподлицо. Если сучки оставить, то есть опасность их выхода на поверхность.
Торцы основания хорошо впитывают клей и шпон может со временем отстать, поэтому в идеале их спиливают на угол и подклеивают планками с долевым направлением волокон.
Если основание из древесины хвойных пород, то могут встретиться участки засмолки. Их следует обессмолить тампоном, используя спирт, ацетон или слабый раствор соляной кислоты.
Последняя операция, это цинубление - нанесение рисок при помощи специального рубанка - цинубеля. Делается это для лучшего схватывания шпона с основанием. Вместо цинубеля, можно с успехом использовать полотно от пилы по металлу или крупнозернистую шлифовальную шкурку.

Из-за того, что я использал в качестве основания не хвойную, а лиственную древесину, без сучков и задоров, большей части вышеописанных операций мне удалось избежать. А вместо заделки торца, я применил иной способ, о котором скажу дальше.
 

Вложения

  • .jpg
    .jpg
    25,8 КБ · Просмотры: 2.087
Подготовка шпона к фанерованию (облицовке) основания.

Шпон осматривают и сортируют по породам и текстуре, в соответствии с задумкой автора. Покоробленные или волнистые листы (куски) шпона откладывают в сторону, для дальнейшего выправления. При помощи губки их нужно слегка смочить теплой водой и уложить между двумя ровными досками (кусками фанеры) под груз, до полного высыхания. Треснутые места следует аккуратно стянуть и проклеить гумиркой – специальной клеевой лентой. Вместо нее можно использовать тонкую бумагу (папиросную, газетную), смазанную клеем. Не стоит только использовать малярный скотч, оставляющий жирные следы на поверхности. Прокленные гумиркой участки всегда находятся на лицевой стороне! После приклеивания шпона к основанию, клеевая лента убирается циклей или шкуркой.
Подготовленные куски шпона размечают в соответствии с размерами основания и разрезают, оставляя запас по краям 3-4 мм. Для этого используют металлическую линейку и фанеровочный нож или пилу. Но в домашних условиях подойдет и хороший макетный нож, с широким лезвием.
 
Сурьезно!
Я вот думал дождаться, когда в подвале поставят токарный станок и попробовать круглые повытачивать. Потом их можно покрасить и залакировать.
 
Dimitry: хочется оригинальности :)

Наклеивание шпона (фанерование): После того, как шпон отобран и подготовлен, приступаем к процессу фанерования. По технологии, шпон следует наклеивать поперек волокон основания или наискось, но при декоративной отделке допускается свободное расположение волокон. Сразу оговорюсь, что в качестве клея, я использую поливинилацетатную дисперсию – ПВА. На рынке сейчас большой выбор производителей ПВА, но я отдаю предпочтение ПВА Моменту - <!-- m -->http://www.moment.ru/3/385/<!-- m --> .
Торцы основания предварительно промазывают клеем и дают просохнуть. Дело в том, что на торцах клей впитывается сильнее и со временем шпон может здесь отстать, а дополнительный слой клея послужит грунтом. Далее, тонким слоем клея равномерно намазывают обе склеиваемые поверхности – шпона и основания. Немного выждав, прикладывают шпон и прижимают его с помощью винтовых струбцин, через ровные прокладки (с двух сторон) из фанеры или гладкой доски. Между шпоном и прокладкой следует помещать бумагу, на случай просачивания клея на поверхность шпона. Время выдержки под прессом – 6 часов, а также от 12 до 18 часов после пресса. Поэтому удобно фанеровать «на ночь». Таким способом сжатия я фанерую заднюю, боковые и верхнюю поверхности основания моей подставки:
 

Вложения

  • .jpg
    .jpg
    60,3 КБ · Просмотры: 1.802
Основная цель фанерования, это имитация под массив, для чего подбирают шпон одной породы, схожий по текстуре. Я же специально применяю шпон разных пород и оттенков, в соответствии с задуманным планом. Верхняя поверхность будет сокрыта подставкой, поэтому здесь можно применить шпон красного дерева махагона, со слабо выраженной текстурой. А для боковин, открытых обзору, подбираю шпон (так и не определил точно, «краснуха» это или орех) с вертикальным рисунком, располагая его одинаково с обеих сторон. Задняя сторона основания задумывалась как «светлая», и лучше всего подошел неопознанный сорт красного дерева светлого оттенка, с переходом от бледно-желтого к бежеватому:
 

Вложения

  • 3.jpg
    3.jpg
    23,6 КБ · Просмотры: 1.614
  • 4.jpg
    4.jpg
    27,4 КБ · Просмотры: 1.622
  • 2 011.jpg
    2 011.jpg
    23,5 КБ · Просмотры: 1.656
Теперь приступаем к фанерованию лицевой стороны подставки. Согласно моему плану, лицевая сторона должна быть достаточно темной, в напоминание о черных полотнищах ротных знамен Лейб-Гвардии Преображенского полка начала XVIII века - <!-- m -->http://www.viskovatov.narod.ru/T02/T02_02.htm<!-- m -->
Затонировать для этого тушью или акварелью шпон какого-либо дерева, мне показалось очень простым и невыразительным способом. Порыскав, я нашел фрагмент шпона ореха, темно-серого с прозеленью. Учитывая, что под лаком цвет только усилится, я остановил свой выбор на нем (чтобы представить, как будет выглядеть шпон/массив под лаком, нужно слегка смочить его водой).
Из-за того, что лицевая поверхность наклонная, для ее фанерования способом сжатия нам понадобится контр-профиль наклонной поверхности. Способ сжатия контр-профилями, процесс достаточно трудоемкий. Поэтому я выбираю другой достаточно распространенный способ фанерования – притирку. Делаю все тоже, что и в способе сжатия: наношу клей на обе склеиваемые поверхности, и немного выждав, прикладываю шпон, который затем притираю. В идеале притирка выполняется специальным столярным инструментом – притирочным молотком, но в домашних условиях я заменю его электрическим утюгом. Проглаживать нужно через сложенную вдвое хлопковую ткань, тонкую, но прочную. Движения утюгом следует делать от центра к краю, быстро, не задерживаясь долго на одном месте. Через несколько минут, операцию притирки утюгом можно повторить.
 

Вложения

  • 2 004.jpg
    2 004.jpg
    30,5 КБ · Просмотры: 1.615
  • 1.jpg
    1.jpg
    23,7 КБ · Просмотры: 1.491
После того, как основание у нас окончательно зафанеровано, производим циклевку клеевой ленты (если таковая была на поверхности шпона) и шлифование нождачкой. Мелкие сколы можно затереть шпаклевкой или мастикой и зашлифовать. Чтобы убедиться в качестве фанеровки, следует простучать поверхность ногтем пальца. Дефектное место, т.н. «чиж» (отслоение шпона), издаст характерный звук. Тогда нужно аккуратно прорезать его наискось и внести небольшое количество клея. Затем притереть или прижать. Но если все сделано было согласно технологии, «чижей» не будет.

Посмотрев на подставку и примерив на нее фигурку, пришел к выводу, что не хватает базового основания - «цоколя». Оно нужно еще и потому, что шпон на торцевых кромках подвержен сколам. Для его изготовления позаимствовал у сына линейку из массива березы толщиной 2 мм. При помощи стусла запиливаю линейку «на угол». В итоге получается рамка 60х65 мм:
 

Вложения

  • 2 008.jpg
    2 008.jpg
    39,7 КБ · Просмотры: 1.570
  • 2 006.jpg
    2 006.jpg
    55 КБ · Просмотры: 1.568
Все очень интересно, подробно и основательно. Спасибо.
Как же ребенок теперь без линейки то?


П.С. Стусло хорошее. Я оббежал у нас все строймаркеты в поисках оного, но все пласмасовое "Г" китайское продают, которым только грубо дверные косяки пилить. Одно было вообще из МДФ склеено и пропилено. Даже не зачищены пропылы, да и что с таким станет после одного двух применений. Стоило при том жутко дорого, для такой поделки.
 
Dimitry: у него пока каникулы :D
Хороший инструмент продается в магазинах сети OBI. Правда, ближайший к Томску, находится в Омске... :?

С Уважением.
 
Как-то не глянулась мне рамка под основание из березы и в срочном порядке решил ее переделать. Для этого использую тоже линейку, но уже из бука, толщиной 0,3 мм. Размеры прежние - 60х65мм:
 

Вложения

  • из бука.jpg
    из бука.jpg
    32,5 КБ · Просмотры: 1.370
Тонирую рамку из бука под красное дерево.
На этом, первый этап изготовления основания закончен. Далее последует декорирование подставки и как заключительный этап – прозрачная отделка лаком.
 

Вложения

  • 2 001.jpg
    2 001.jpg
    36 КБ · Просмотры: 1.052
Декорировать я собираюсь лицевую и тыльную стороны основания. Как я писал выше, лицевая сторона должна напоминать о ротных знаменах Лейб-Гвардии Преображенского полка начала XVIII века. Темный оттенок шпона, как напоминание о черном цвете полотнища, украсит накладной узор из латуни, повторяющий изображение на знаменах гвардейских полков обр. 1707 года: Андреевский крест под короной и две пальмовые ветви по бокам - <!-- m -->http://www.viskovatov.narod.ru/T02/Ris/220.jpg<!-- m -->
Но тут есть один момент: в Историческом описании Андреевский крест изображен под императорской короной, а царь Петр Алексеевич принял императорский титул только в 1721 году. В книге О.Леонова и И.Ульянова «Регулярная пехота 1698-1801» это же знамя изображено правильно, с еще царской короной. Поэтому именно это изображение я и выбираю в качестве образца для шаблона.
А тыльная сторона, будет нести на себе надпись, посвященную отмечаемому событию, почему и выбран был для этой цели шпон светлого оттенка, имитирующий пожелтевший пергамент.
 

Вложения

  • img854.jpg
    img854.jpg
    40,7 КБ · Просмотры: 874
  • img853.jpg
    img853.jpg
    41,9 КБ · Просмотры: 842
  • img852.jpg
    img852.jpg
    81,6 КБ · Просмотры: 933

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Саш, может подставку не лакировать ?
Есть великолепные составы-пропитки на основе разведенного парафина. Мы в рекламке брали немецкую яхтовую - отлично впитывается, предохраняет от всего, и сохраняет фактуру живого, натурального дерева , не дает дешевый блеск - в общем смотрится солидно .
Или лак взять акриловый и обязательно матовый.
Есть ещё лак так называемый "шелковый" - я правда точно не скажу названия - он полуматовый и очень жидкий, создает очень тонкую пленку на дереве без потери древесной фактуры и минимальный блеск - тоже солидно выглядит такое покрытие.
Эти варианты покрытий можно в "дверных" магазинах присмотреть.
С уважением, ждем продолжения Саш .
 
Приступаю к нанесению надписи на тыльной стороне подставки. Я не указал выше, что в качестве шрифта для шаблона был выбран т.н. "петровский", гражданский шрифт (крупного кегля, обр.1707 года) - <!-- m -->http://speakrus.ru/articles/peter/peter1a.htm<!-- m --> .
Изображение с шаблона переношу на основание при помощи копировальной бумаги. Используя акварель и беличью кисть, прописываю надпись, после чего закрепляю ее акриловым художественным лаком:
 

Вложения

  • 3.jpg
    3.jpg
    73,8 КБ · Просмотры: 774
  • 2.jpg
    2.jpg
    64,7 КБ · Просмотры: 783
  • 1.jpg
    1.jpg
    75,4 КБ · Просмотры: 770
Сверху