Велес-батюшка. 75 мм

igorkordyukov

Модераторы
Команда форума
Спасибо, коллеги, за комментарии. Игорь-прекрасные образы богов у тебя получились, молодец! Велеса я делал , немного композиционно изменив этот рисунок:
kgEP76vqrwo.jpg
 
Игорь, спасибо за картинку с которой вещь делалась. Ну и спасибо за незаслуженно высокую оценку моих работ.
 
очередная версия:
Велес (Волос) – один из главнейших богов древнерусского язычества, так называемый «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. Согласно теории «основного мифа» (суть теории состоит в том, что центральный сюжет всех индоевропейских мифологий – это извечная борьба Громовержца и Змея), Велес – один из двух центральных богов славянской мифологии, а его противникном (Громовержцем) является бог молний и грома Перун.

Достаточно часто имена Волос и Велес используются как синонимичные, однако часть учёных чётко разделяют Велеса и Волоса, полагая, что истинное имя скотьего бога – Волос, в то время как Велес является либо отдельным божеством, либо вообще не существует как мифологический персонаж, являясь не более, чем титулом, образованным от слова «великий» («велий»). Так, например, Боян в «Слове о полку Игореве», названный в нём «Велесовъ внуче», рассматривается не как внук некоего Велеса, а как «богатырей внук», то есть внук великого, сильного человека. Однозначного ответа на вопрос, как правильно называть скотьего бога – Волос и/или Велес, пока не дано. Хотя, стоит заметить, что, например, Б. А. Успенский, чьи исследования культа Волоса являются одними из самых подробных на сегодняшний день, придерживается написания «Волос», употребляя «Велес» лишь изредка в качестве дани исследования других известных учёных. В то же время, большинство славянских неоязычников в наши дни придерживается другого написания и произношения, именую бога как Велес, что также довольно интересно.

Культ Велеса, наряду с культом Перуна, большинством исследователей признаётся древнейшим общеславянским. Велес в славянской мифологии выступает как «скотий бог» – покровитель домашних животных и, как можно предположить, был очень важен для славян, поскольку «скот» во времена Древней Руси являлся не только средством пропитания, но и денежной единицей. Своеобразную отсылку к этим предположениям содержат русско-византийские договоры, в которых Велес соотносится с золотом, в то время как Перун — с оружием (что, кстати, также является одним из возможных подтверждений столь спорной теории «основного мифа»). Сельскохозяйственные функции Велеса легко прослеживаются в обычае оставлять ему в жертву несжатыми так называемые волоти (несколько стеблей злаков), получившую название «Волосовой бородки». Обычай оставлять несжатыми последние колосья «Волосу на бородку» известен только у восточных славян, а вот у западных и южных его либо не сохранилось, либо вообще не существовало. Хотя, стоит подчеркнуть, что у югославов бытует выражение «божья борода», но имя бога, к которому эта «борода» относилась, не дошло до наших дней.
Культ Велеса иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животны[, сохранилась даже русская народная сказка, где медведь предстает в виде демонического лесного царя, собирающего дань с людей.

В прежние времена в Новгороде было большое количество «молебищ» – храмов и капищ Велеса, а в древнем Киеве идол Велеса стоял у торжища Подоле (так называлась прилегающая к Днепру нижняя часть города, где проживала основная часть населения) и пользовался большим почтением у наших далеких предков. Странное отсутствие Велеса в пантеоне князя Владимира-крестителя, возможно, связано с какими-то неизвестными нам распрями внутри Киева. Если пролистать страницы истории, то мы увидим, что в договоре Игоря, деда Владимира, заключенного с Византией, также упоминается только Перун, и нет ни слова о Велесе, а вот уже у его сына Святослава, отца Владимира, вновь появляется имя оного. Можно предположить, что очередное исчезновение упоминаний о Велесе при Владимире связано с тем, что торгово-ремесленный Подол, поклонявшийся Велесу, не поддерживал Владимира в его притязаниях на трон и оставался на стороне его брата Ярополка. Или же это могло быть просто связано с иными приоритетами князя и дружины, для которых основным богом был связанный, в первую очередь с военным делом, – Перун.

Уже в христианскую эпоху Велес был заменен церковниками на их, нового покровителя скота – святого Власия (вероятно, здесь сыграло свою роль и звуковое совпадение их имен).
В новгородских и других севернорусских иконах, в молитвах святому Власию явственно просматривается связь его культа со скотом. В Великом Новгороде, на древней Волосовой улице, в XIV в. была поставлена церковь святого Власия – существует мнение, что именно на этом месте было капище Велеса. Точно такая же судьба постигла и капище поверженного ростовского идола, на месте которого также был воздвигнут храм во имя святого Власия. Часть функций Велеса также взял на себя святой Николай Чудотворец, который был покровителем богатства и торговли, а также считался хозяином подземного и морского миров в понимании русских людей.

С именем Велеса часто связывают «Велесову книгу», представляющую собой деревянные дощечки, на которых неизвестный автор изложил историю Руси и славян, начиная с древних времён. К сожалению, несмотря на красивую и затейливую историю, данное произведение большинством учёных считается не более, чем примитивной подделкой ХХ века.

Так или иначе, – несмотря на споры о правильности написания имени и не столь большое количество данных, дошедших до нашего времени, – Велес являлся одним из важнейших богов для наших предков-славян, играя огромную роль в их жизненном укладе и верованиях; и нам, их потомкам, ни в коем случае нельзя приуменьшать или придавать забытью истинное значение этого языческого бога.
 
Сверху