Американский генерал - Иван Васильевич Турчанинов

В истории России, имеется много случаев, когда наши соотечественники, по каким либо причинам (как правило, негативным) покидали Родину и становились известными личностями в странах нового проживания. Некоторое время назад, мне попался материал о русском офицере Иване Васильевиче Турчанинове. Материал этот показался мне интересным, и я попытался узнать о нём побольше. Как оказалось, жизнь, прожитая этим человеком, могла бы послужить материалом на несколько приключенческих романов. Обобщив, очень кратко, его биографию, предлагаю вам узнать кое что об этом интересном человеке. Итак:



Иван Васильевич Турчанинов родился 30 января 1822 г. в Области Войска Донского, в городке возле Новочеркасска, в казачьей семье. Семья принадлежала к обедневшей ветви аристократического рода Турчаниновых. Его отец окончил военную службу майором, военная служба предназначалась и сыну. Иван окончил артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Некоторое время служил в Донской конно-артиллерийской батарее. Молодой поручик Турчанинов участвовал в военных действиях в Венгрии — царская армия помогала Австрии подавить народное восстание.
Затем поступил в Академию Генштаба, окончил ее с серебряной медалью и был направлен в штаб гвардии, которой командовал цесаревич, будущий царь Александр II.
В преддверии Крымской войны Турчанинову поручили создание береговых укреплений в Финском заливе — для обеспечения безопасности столицы на случай проникновения в залив вражеских кораблей.
Далее — военная служба забросила его в Польшу. В Варшаве он познакомился и сдружился с молодыми поляками, мечтой которых было освобождение родного края от гнета российского царя. Тогда же он начал переписку с Александром Герценом, жившим в Лондоне и издававшим там журналы “Колокол” и “Полярная звезда”, которые нелегально переправлялись в Россию.
Затем, уже полковником, Иван Турчанинов участвовал в Крымской войне, “полупроигранной” Россией. По окончании войны Турчанинов получил приказ возвратиться в Санкт-Петербург и готовить войска для коронационного парада Александра II. Впереди развертывалась блестящая армейская карьера, но он испросил себе годичный отпуск для поправления здоровья.
Насмотревшись на нравы в высших кругах, на карьерные интриги и не желая участвовать в подавлении чьих-либо свобод, Турчанинов решил круто повернуть свою жизнь.
Турчанинов отправляется в Лондон. Едет он туда с молодой женой, урожденной княжной Львовой, теперь уже Надин Турчаниновой. В Лондоне, Иван Васильевич, побывал у Герцена, которому признался, что хочет уехать в Америку. “Почему бы вам не остаться в Европе, что вы будете в Америке делать?”, — спросил Герцен. “Тут везде — монархии, а мне нужна республика”, — отвечал Турчанинов.
Летом 1856 года Турчаниновы прибыли в Америку. Они поселились неподалеку от Нью-Йорка, приобрели ферму, чтобы было на что существовать, и взялись учить язык. Французский и немецкий — оба знали, и поэтому английский им труда не составил. Через год они переехали в Филадельфию, где Иван Васильевич поступил, для пополнения знаний по геодезии и инженерии, в университет. Собственно, туда поступил уже не Иван Васильевич Турчанинов, а Джон Бэзил Турчин. Несколько лет ушло на то, чтобы “определиться” в американской жизни: была работа по уточнению океанской береговой линии, было предложение войти в состав арктической экспедиции (он отказался, не желая надолго расставаться с женой), были статьи в научных журналах; для подводной связи “Америка-Европа” он предложил новую методику прокладки кабеля, которая была успешно применена. Через три года после приезда в Америку Турчины обосновались в Чикаго, где Джон получил инженерную работу в железнодорожной компании.
Но вот в апреле 1861 начинается война Севера и Юга. Турчанинов или теперь его называют - Джон Бэзил Турчин, вступил в ряды добровольцев-северян и вскоре стал командиром 19-го полка иллинойских добровольцев, быстро превратив полк в боеспособную часть. Полковник написал наставление о системе боевых занятий бригады, которое использовали как практическое руководство в армии северян. К концу 1861 году он уже стал командиром бригады в армии генерала Дона Карлоса Бьюэлла. На последнего произвели впечатление успехи Турчина. Однако вскоре после этого между Турчиным и Бьюэллом произошёл инцидент. Бьюэлла многие подозревали в симпатиях к южанам; он был одним из немногих северных генералов, владевших рабами. Бьюэлл, действительно, всячески ограничивал действия северян против южан, что привело к ряду чувствительных поражений.
В начале кампании командир полка выбирался из офицеров части путем общего голосования. На первом же голосовании солдаты выбрали русского полковника Турчанинова. Новоявленный командир хорошо знал основы суворовской науки побеждать – «тяжело в учении, легко в бою», а потому драл с подчиненных, как говорится, три шкуры, за что в скором времени получил прозвище «русский зверь». Турчин удивлял всю армию — он добровольно вызвался редактировать «Газетт Зуав», где указывал на промахи и ошибки, как командования, так и отдельных бойцов, не забывая, однако отмечать военные успехи.
Вскоре его часть стала лучшей на всем театре военных действий. Опыт Турчина было приказано применять повсеместно: действие пехоты развернутой цепью, а не сомкнутыми атакующими колоннами, штыковой бой, действия мобильных кавалерийских частей, концентрация пехоты и артиллерии на узловых станциях и стратегических рубежах, возведение укреплений в пунктах хранения припасов и имущества, и наконец, телефонная связь. Своего боевого опыта у союзной армии не было. Уставы опирались на опыт войны за независимость столетней давности! Зимой 1862 года полк в составе дивизии совершает марш на юг страны — в Северную Алабаму, здесь же Турчина ставят во главе 8-й пехотной бригады.
Кавалерия южан была подготовлена гораздо лучше, чем у противника. Ее лихие атаки наносили большой урон северянам. Для противодействия конфедератам Турчин предложил не ждать появления противника, а выставлять секреты и засады на путях наиболее вероятного его появления. А сам командир бригады идет еще дальше — из захваченного паровоза и железнодорожных платформ делает бронепоезд, который совершает рейды по тылам вражеских войск, бригада Турчина одной из первых начинает принимать на службу негров, в лазарете бригады появляется женщина — врач Надин Турчина.
Во время боев в алабамских Афинах несколько солдат 8-й бригады попали в плен. Выжить сумел лишь один рядовой, которому посчастливилось спрятаться в сарае. Он и поведал командиру об увиденных ужасах: южане взрывали головы пленным северянам пороховыми зарядами. Когда 8-я бригада пошла на штурм Афин, Турчин отдал приказ не брать пленных. По данному поводу на Турчина был написан донос, после которого в бригаде работала специальная комиссия. По приказу генерала Бюэлла, Ивана Васильевича арестовали и предали военно-полевому суду. Турчину вменялось в вину то, чтобы пленных не брали, привлечение к службе в бригаде негров, критика командования, присутствие на боевых позициях женщины. Приговор ввиду заслуг обвиняемого был по военным меркам мягким — уволить без денежного содержания со службы и Джона Турчина, и его супругу Надин.
По возвращении Ивана Васильевича в Чикаго, полковника встретили как героя.
Его жена обратилась к президенту Линкольну. С просьбами пересмотреть дело президента призывали и солдаты бригады. Президент не только аннулировал приговор, но и присвоил Турчанинову звание бригадного генерала. Бьюэлл же вскоре был отстранён от должности. Позднее Турчин отличился в битвах при Чикамоге (Chickamauga) и при Чаттануге (Chattanooga), а также в Атлантской кампании.
После боя под Чаттанугой Турчина прозвали “Russian Thunderstorm” — “Русская гроза”. После сердечного приступа в октябре 1864 Турчин уволился с военной службы, вернулся в Чикаго. Вернувшись в Чикаго, Турчин работал патентным поверенным и строительным инженером. Позднее он занимался торговлей недвижимостью и расселением эмигрантов в южном Иллинойсе. В течение ряда лет он по заданию военного министерства обобщал опыт войны, написал книгу, но к концу жизни остался без всяких средств к существованию и был вынужден вести жизнь бродячего музыканта (он прекрасно играл на скрипке). Боевые соратники выхлопотали для него пенсию в 50 долларов в месяц. Скончался Турчанинов в приюте в возрасте 79 лет. Его похоронили с воинскими почестями. Американские газеты написали: "Он был борцом за человеческую свободу и принцип справедливости".
 

LS

Мастера
Гена, спасибо за интересный материал! Но финал все равно - грустный.
 
Спасибо за интересный рассказ. Русские люди воевали во многих местах, иногда очень далеко от России. В англо-бурской войне принимали участие несколько русских добровольцев.
 
Sarmat написал(а):
Русские люди воевали во многих местах, иногда очень далеко от России. В англо-бурской войне принимали участие несколько русских добровольцев.

Подполковник Евгений Яковлевич Максимов, русский доброволец, ставший в мае 1900 года бурским генералом. Всего два иностранных добровольца в англо-бурскую войну удостоились такой чести.

 
Сверху