Покраска Центуриона. Автор обзора: Медин Михаил.

Уважаемые друзья.
Сегодня мы представляем вашему вниманию, обзор о покраске миниатюры римского центуриона, от Михаила Медина.



Уважаемые друзья, хочу представить вашему вниманию свою очередную работу – Центурион, II легион Августа, I век н.э.
Свой обзор я хочу изложить в виде «инструкции» по покраске миниатюры из легкоплавкого металла.
Для меня сейчас наиболее доступны оловянные фигуры в масштабе 54 мм фирмы из Екатеринбурга «EK-castings». Думаю основной массе миниатюристов-солдатистов эти фигуры представлять не нужно, т.к. они распространены у нас очень широко. Все, видимо, представляют себе достоинства и недостатки этих миниатюр. Но на всякий случай все же еще о них расскажу.
Первое из достоинств, как я говорил, доступность. Я и мои знакомые видели эти фигурки в продаже в большинстве крупных городов России. Второе – цена, по сравнению с западными миниатюрами и даже пиратскими копиями с них - разница зачастую значительная. Да я и сам торгую у себя в Барнауле Екатеринбургскими фигурами, и мне в этом плане, еще проще. Третье положительное качество – большинство фигур выполнено на высоком уровне в плане проработки деталей и анатомических «подробностей». Четвертый плюс – ассортимент. Более 170 различных фигур по самой разной тематике, причем есть и значительные тематические серии. Пятый и последний – авторы миниатюр однозначно опираются в своей работе на серьезные источники и исторические ляпы в их фигурах почти не встречаются (разве что повторяют ошибки в литературе).
Теперь о грустном: основной недостаток этих миниатюр – качество литья, точнее постлитьевой обработки, очень часто встречается грубая обработка облоя при литье, при этом страдает и деталировка отливки, регулярно появляются «приливы» от оторвавшихся кусочков формы (особенно в углублениях), изредка случаются недоливы. Это, видимо, дань низкой цене при массовом производстве. Из этой же причины проистекает и следующая проблема – желание сократить количество отдельных деталей на многих фигурках приводит к немасштабной толщине оружия, искажению (уплощению так сказать) позы миниатюры, некоторым другим мелким искажениям деталировки.
Вывод: если вас не пугает необходимость довести до ума отливку, взяв в руки штихеля и резцы (а также шпатлевку, паяльник, бормашину, надфили и пр., пр.) – то это ваша фигура!
Теперь непосредственно о представленной здесь миниатюре.
С точки зрения анатомии и работы скульптора – а это работа уважаемого мной Пяткова Юрия – мастер-модель выполнена превосходно.




Удалось мне найти и источник информации, послуживший мастеру прототипом – это книга издательства «Оспрей»: № 046 «The Roman army from Caesar to Trajan», авторы Michael Simkins и Ron Ebleton.




К счастью, почти всех упомянутых мной выше недостатков эта конкретная отливка была лишена. Мои доработки свелись к устранению небольших огрехов, допущенных при устранении литьевого облоя и доведении до потребной толщины клинка меча. Меч просто обрабатывался надфилем, а затем полировался до блеска стальной вязальной спицей, на проблемных же местах на кольчуге (по шву), где при снятии облоя был утрачен рельеф, он долго, нудно (но качественно), восстанавливался при помощи заточенной до полукруглого штихеля большой иглы.
Должен сознаться, есть у меня в голове один «таракан», я всегда хочу привести фигуру в максимальную близость к работе реконструктора, послужившей прототипом скульптору (если есть возможность обнаружить «первоисточник»), даже когда это ведет к уменьшению зрелищности фигуры. Дилемму – могло быть или не могло – я предпочитаю уложить на плечи людей, более профессионально занимающихся предметом, чем ваш покорный слуга.
И вот, я вижу, что эмблема на щите моего подопечного не соответствует эмблеме на щите в книжной иллюстрации. Хотя она и изображена на фото в этой же книге. Но все же. Это ведь уже не II легион Августа, а неизвестное мне подразделение неизвестно какого отряда! Решение лежит на поверхности – берем бормашину и … срезаем всю красоту вместе с «квадратом» вокруг умбона. Шпаклюем, я использую «Тамиевскую» шпаклевку – прекрасно липнет на указанную мной ранее, в заметке про Батьку Махно
(<!-- m -->http://www.chen-la.com/gallery/medin001/album.html<!-- m -->), грунтовку, и доводим до идеально ровной поверхности шкуркой. И грунтуем еще раз, толстый, относительно, слой этого грунта прекрасно затягивает мелкие царапины. Не забываем дать просохнуть каждому слою грунта, шпаклевки или краски перед каждым этапом работы. Кстати, забыл упомянуть, что разобрать миниатюру в случае необходимости, собранную при помощи цианокрилата, легко, опустив её на сутки в ацетон. Утраты же рельефа на щите при его, рельефа, срезании бояться не нужно, поскольку на боевых щитах никаких рельефов и не было!
Следующий этап работы – установка фигурки на подставку. С моей точки зрения вещь необходимая. Во-первых: людей, которые берут покрашенные мной фигурки пальцами за ВСЁ, я иногда просто готов убить! Варвары. Но за что-то брать нужно? Во-вторых: сама покраска становиться намного удобнее.
Подставки я заказываю в ближайшей столярной мастерской из обычной сосны. После морилки и покрытия лаком выглядит она вполне достойно и обходится недорого. Высотой моя подставка в 1 см, размеры в диаметре диктует модель. Я не сторонник превращения утилитарной, в общем, вещи, в этакую диораму с воротами, столбами, трупами и другими прелестями, если сюжет позволяет без них обойтись. Но, тем не менее, и пренебрегать разумным подходом не следует, до покраски вы должны себе ясно представлять, где находится ваш персонаж и какого черта он там делает.
Так вот, поскольку фигура отлита с металлической подставкой целиком, надо её (подставку) аккуратно обкусать… улыбнитесь… кусачками по контуру вокруг ступней. Оставшиеся на ногах «наросты» послужат штифтами, которые вы вклеите на эпоксидной смоле в углубления, предварительно прорезанные в деревянной подставке.
Наш следующий этап – детали, которые на прототипе фигурки (центурионе) из белого металла. Не в смысле, что из оловянного сплава, а в смысле, что металл белого цвета. Я для себя выработал следующую технику. Проливаем кольчугу, доспех и украшения очень жидко, фактически до консистенции грязной воды, разведенной черной краской.
Я сейчас использую черные чернила «GW». Этот процесс как бы проявляет рельеф миниатюры, так как краска остается только в углублениях на фигурке и по контуру деталей. Затем уже упоминавшейся мною спицей, бамбуковыми зубочистками, спичками и другим подручным инструментом, осторожно, что бы не деформировать миниатюрный рельеф отливки, полируем поверхность, которая будет у нас изображать полированный металл (масло масляное, но из песни слово не выкинешь). Если все сделано правильно, вы получите своего «рыцаря в сияющих доспехах». Осталось еще раз, другой, пройтись по складкам кольчуги и затененным местам доспехов нашим «раствором», что бы добавить глубины и убрать блеск в ненужных нам местах и … вуаля … результат. Мне многие местные коллеги-миниатюристы задают вопрос, что это за краска дает такой блеск, но что может передавать блеск металла лучше, чем блестящий металл! Жаль, что с желтым металлом этот фокус повторить нельзя. Для сохранения блеска можно аккуратно «продрайбашить» самые выступающие части доспеха глянцевым прозрачным лаком.
Следующей нашей задачей будет, не испортив уже проделанную работу, наделить своей порцией грунтовки части миниатюры, подлежащие окраске. Тут, кроме аккуратности, ни каких особых навыков вам не потребуется.
Процесс покраски тоже ни чем не отличается от обычного, кроме, разве что, рисунка на щите. В этот раз я использовал для разметки поверхности режущий плоттер. Это агрегат, который используется в мастерских наружной рекламы для резки ПВХ пленки. Режет плёночку он по контурам, заданным на компьютере в любой векторной программе. Так что снимаем со щита модели развертку на бумагу, сканируем, вгоняем в размер, рисуем необходимое изображение, режем трафарет из пленки, накладываем на щит и, опят же аккуратно, красочкой, прорисовываем контур. Ждем. Сохнет. Снимаем трафарет и получаем идеально ровный рисунок с чуть выпуклым, незаметным на глаз, контуром. А уже по нему прописываем кистями. Вот и все. Но есть один нюанс. Эта пленка норовит намертво прилипнуть к окрашенной поверхности, а при отделении оторвать частички верхнего слоя или оставить клей. Чтоб избежать проблем, перед наложением трафарета рекомендую наклеить его, скажем, себе на руку пару раз. В результате агрессивная «липкость» трафарета резко снизится. На этом же плоттере я нарезал и идеально одинаковые Г-образные «бронзовые» накладки на щите. Правда клеевой слой с них я удалил 646 растворителем, а приклеил на грунт нитролаком, т.к. боюсь что «родной» клей лет через пять может утратить свои свойства.
Осталось только украсить подставку в соответствии с выбранным вами местом действия, отснять на фото готовую работу и выложить в галерею нашего любимого сайта.
Успехов в творчестве.
Медин Михаил.

P.S. Приношу свои извинения за недостаточно качественное фото, но это все, что я могу выжать из своего аппарата




 
Очень интересная статья, Михаил.

Может меня обманывают фотографии, но кажется что все металлические части защитного вооружения имеют один цвет. Если это так, то попробуй немного разнообразить оттенки, варьируя пропорции серебрянной и черной красок. А то и просто нанеси чильно разбавленную черную краску на отполированную поверхность.
 
Здравствуйте.

Методика, описанная в статье интересна. Качество покраски фигурки на высоте. Респект.
Геннадий, спасибо за предоствленную информацию.

С уважением, Дмитрий.
 
Спасибо за отклики, коллеги!
Надеюсь в ближайшее время порадовать любителей новой работой - процесс почти закончен.
Фантомасу - спасибо за предложение, но видимо мой обзор не достаточно интересно изложен, иначе он был бы прочтен более внимательно :cry: !
 
Сверху