О героической наготе.

Древняя Греция прочно ассоциируется в нашем представлении с культом здорового тела, гармоничного развития тела и духа. Это связвано с греческой традицией спортивных состязаний, в которых принимали участие обнаженные атлеты, с формированием эстетического культа «доброго в прекрасном» (калокагатии), когда физически развитый человек считался и нравственно совершенным. Это нашло отражение и в искусстве древней Эллады. По мере складывания идеала калокагатии эллины стали наделять своих богов, которым они приписывали человеческие черты, прекрасным телом. Соответственно, небожителей и героев изображали обнаженными. Эта общепризнанный факт, который никем не оспаривается. Гораздо сложнее обстоит дело с интерпретацией изображений обнаженных воинов в греческом искусстве. Существует две противоположные концепции относительно этого вопроса.
Согласно первой из них, некоторые греческие гоплиты начиная с VII в до н.э., намеренно вступали в бой обнаженными, демонстрируя таким образом презрение к смерти, стремясь уподобиться богам и героям. Традиция эта просуществовала до начала III в до н.э. Ее связывают также с агональным духом спортивного состязания, видя в битве состязание особого рода, в котором участвуют обнаженные атлеты-воины. Кроме того, педерастия, существовавшая в греческих полисах, приводила к тому, что некоторые воинские объединения (например, фиванский «Священный отряд») комплектовались из пар возлюбленных, это способствовало более высокому боевому духу, сплоченности. В то же время, эта концепция базируется в основном на изобразительных источниках, которые сами по себе условны, а в письменных источниках подверждения не находит. Этим обусловлена ее уязвимость для критики. Кроме того, среди ее сторонников нет единого мнения о распространенности этого явления. Ее активно отстаивает Н. Секунда, а наиболее корректно и полно изложил А.К. Нефедкин.
Сторонники второй концепции считают, что греческие гоплиты не обнажались специально перед битвой. В отличие от их оппонентов у них есть серьезный аргумент,— свидетельства письменных источников. По ним можно проследить историю традиции обнажения атлетов. Можно проследить обнажение земледельцев в сельских работах (Гесиод. Труды и дни. 391), воинов на бивуаке, во время каких-то работ (Ксеннофонт, Анабасис, IV, 4, 12). В то же время, все свидетельства относительно битв дают нам картину облачения воинов в лучшую одежду. Эту концепцию развернуто представил в своей статье Д.П. Алексинский.
Вот некоторые свидетельства, касающиеся одежды греков на войне. Ксенофонт в своей «Лаконской политии»(Лаконская полития, XI, 3) отмечает, что Ликург приказал лакедемонянам носить одежду кроваво-красного цвета и бронзовые щиты. Плутарх (Моралии, 238) свидетельствует, что кроваво-красная одежда наводила ужас на неопытного противника и делала менее заметными ранения.
См. Плутарх, Ликург,22: «Во время войны правила поведения молодых людей делались менее суровыми: им разрешалось ухаживать за своими волосами, украшать оружие и одежду...»
Ксенофонт, Анабасис, I, 2: «Кир сперва произвел смотр варварам; они проходили перед ним, построенными по эскадронам и полкам. Затем он смотрел эллинов, проезжая вдоль рядов на колеснице, а киликиянка – в закрытой повозке. На всех эллинах были медные шлемы, красные хитоны и кнемиды, а щиты были вынуты из чехлов».
Ксенофонт, Анабасис, III, гл. 2, 7:
«После этого выступил Ксенофонт, облаченный в свой лучший воинский наряд. Он полагал, что если боги даруют победу, то тогда и самый блестящий наряд будет уместен, а если ему суждено умереть, то человек, считающий себя достойным прекрасного одеяния, должен в нем встретить свою кончину».
Плутарх. Александр, XXII: «Приказав передать это Пармениону, Александр надел шлем. Все остальные доспехи он надел еще в палатке: сицилийской работы гипендиму с поясом, а поверх нее двойной льняной панцирь, взятый из захваченной при Иссе добычи. Железный шлем работы Теофила блестел так, словно был из чистого серебра. К нему был прикреплен усыпанный драгоценными камнями железный щиток, защищавший шею. Александр носил махайру, подарок царя китийцев, удивительно легкую и прекрасной закалки; в сражениях махайра обычно была его главным оружием. Богаче всего был плащ, который царь надел поверх доспехов. Это одеяние работы Геликона Старшего Александру подарили в знак уважения жители города Родоса, и он, готовясь к бою, всегда надевал его».
С другой стороны, спровоцированные ситуацией, случаи обнажения перед боем оговариваются особо. Например, при переправе через реку,— Ксенофонт, Анабасис, книга IV, глава III,16: «…Дойдя до переправы через реку и до скал, эллины построились, сам Хирисоф первым увенчал голову венком, снял одежду, взял оружие и велел остальным последовать его примеру, а лохагам отдал приказ вести лохи прямыми колоннами, одним с правой, другим с левой от него стороны…» . Или описанный Плутархом и Элианом случай со спартанцем Исадом, который выскочил на врагов из палестры, где упражнялся, голый и умащенный маслом (Плутарх, Агесилай, 34,8-11; Элиан, Пестрые рассказы, VI,3). Если бы такие случаи были распространены, их бы не оговаривали специально. Кроме того, кажущееся противоречие между случаями обнажения в быту и его редкостью в бою вполне объяснимо. При ремесленных работах обнажение диктовалось простым прагматизмом,— нежеланием пачкать и изнашивать одежду. Нагота атлетов имеет различные толкования, ее происхождение до конца неясно. Но при тренировках в гимнасии или палестре греки натирались маслом, которое соскабливали после тренировки вместе с потом и грязью. Одежда бы в этом случае сильно пачкалась. В то же время воин, вступающий в бой, обычно начищал оружие и доспехи, умащивал и расчесывал волосы, надевал лучший хитон. Здесь не уместны аналогии с ремесленными работами, буднями в лагере, или спортивным состязанием. В бою воин должен был достойно встретить свою судьбу. И нарядная одежда, как и остальное эффектное боевое убранство, подчеркивала это. Лакедемонян хоронили, прикрыв красным воинским плащом (Плутарх, Ликург, 27, 1).
Наличие обуви также подтверждается источниками. Наример, Ксенофонт, Анабасис, IV, 5, 14: «Если кто-либо ложился, не сняв обуви, то ремни врезались ему в ноги и обувь примерзала, ведь поскольку старая обувь износилась, башмаки, так называемые карбатины, были сделаны из недавно содранной бычачьей кожи»,— это описание наемников, людей опытных, бывалых, и не изнеженных. Известен особый тип лаконских сандалий, —хаплы (haplai, «одна подошва»). Их связывают с встречающимися в репрезентативных источниках сандалиями с открытыми носками и язычком сверху.
 
Перейдем к анализу изобразительных источников. Все они в той или иной степени условны, что вынуждены признать и сторонники концепции наготы в бою. При этом есть ряд условностей, которые очевидны, а есть те, которые неспециалисту кажутся отражением реальности. Это вызвано и высоким качеством изображений, и наличием реальных деталей, которые сочетаются с упрощениями, героизацией и сложившимся изобразительным каноном.
Например, на репрезентативных памятниках, начиная с V в до н.э. воины часто изображены сражающимися в коринфских шлемах, сдвинутых на макушку, в небоевое положение. Это сделано, чтобы открыть лицо персонажа. По этой же причине нащечники халкидских и аттических шлемов показаны часто поднятыми кверху, что невозможно в боевой ситуации. Зачастую ряд шлемов, которые имеют нащечники, изображались без них.


На изображениях часто опускаются важные детали вооружения гоплитов. Например, на вазе Киджи, датируемой VII в до н.э. изображена схватка двух фаланг гоплитов. При этом ни у кого из них нет мечей.

Но они археологически широко представлены в это время. И никто не ставит под сомнение тот факт, что в этот период они, как правило, входили в паноплию гоплита. В вазописи конца VI — V вв до н.э. мы часто видим гоплитов босых, обнаженных, без панцирей, без мечей, со шлемами в небоевом положении. Сторонникам того, что это отображение объективной реальности, придется признать и остальные детали этих изображений. Но они почему то не выдвигают концепций о ритуальном небоевом способе ношения шлемов в бою, о ритуальном отсутствии у гоплитов мечей.
 
Кроме того, ссылаясь лишь на репрезентативные памятники, сторонники «героической наготы» попадают в затруднительное положение относительно хронологических рамок этого явления. По их мнению, героическая нагота— архаический пережиток, при этом они ссылаются на бронзовые статуэтки VIII— VII вв до н.э. Но, как ни странно, в вазописи VII—VI вв до н.э. обнаженные воины встречаются намного реже одетых. Да и изображают они героев.

Затем, в V—IV вв до н.э. обнаженные персонажи преобладают. Это позволяет сторонникам концепции наготы в бою сделать вывод, что так же ситуация обстояла и в реальной жизни. Но, помимо уже указанных нестыковок с остальными условностями изображений (отсутствие мечей, небоевое положение шлемов) у нас на этот период есть недвусмысленные свидетельства письменных источников, указывающие обратное. Кроме того, есть и вполне адекватные изображения воинов, одетых и обутых.

Затем, по мнению А.К. Нефедкина, традиция обнажения постепенно сходит на нет, в период возвышения Македонии ее переняли только знатные македоняне. На чем основан этот вывод— неясно. На «Саркофаге Александра» сам царь,

гетайры, сражающиеся верхом


и большинство пеших воинов

— одеты и обуты. Данные письменных источников однозначно свидетельствуют об отчаянной храбрости царя, при этом указывается, что в бой он нарядно одевался, а молодые аристократы ему подражали. Почему же он не обнажался?
 
Затем, по версии сторонников героической наготы, уже к III в до н.э. этот обычай сходит на нет. Но тогда вызывает недоумение большое количество обнаженных персонажей в эллинистическом искусстве.



Как же так? Но на этот период они и сами признают, что это героизация и условности. Поэтому концепция наготы в бою выглядит неубедительно. Если следовать ей, то в это время должен был наступить самый пик «героической наготы», судя по иконографии.
Можно сделать следующие выводы. Для древних греков мужская нагота не была чем-то шокирующим (в случае с женщиной все зависело от ее социального положения). Греки занимались спортом обнаженными, развитое тело соответствовало идеалам калокагатии. Но представляется неправомерным переносить реалии спортивных соревнований на войну. Они действительно отчасти близки. Но у нас есть много свидетельств указывающих, что вступая в битву греки не обнажались, а напротив одевали лучшую одежду. Репрезентативные памятники не могут быть тут аргументом, так как имеют массу условностей, но сторонники наготы в бою закрывают на это глаза. Тем самым они оказываются в двойственном положении. В тот период, когда по их мнению, зародился этот обычай, изображения это не подтверждают.


Им приходится признать одни детали изображений условностями (слишком много археологического материала на этот период, чтобы отрицать, например, наличие мечей), при этом настаивая на том, что другие детали(ничем более не подтверждаемые), — отражение реальности.

Тем более для следующей эпохи они сами признают их условностью. Можно сделать вывод, что хотя мужская нагота в определенных случаях была в Греции нормой,

у нас нет оснований предполагать обычай намеренного обнажения греков перед боем. Безусловно, бывали ситуации, когда греки сражались обнаженными. Подобные случаи особо оговариваются в источниках. Но это скорее исключение, подтверждающее правило.
 
Поэтому следует с осторожностью изображать обнаженных гоплитов, ведь это будут редкие случаи, которые надо оговаривать особо.
Обычно же, гоплиты старались нарядно одеться. Эта традиция сохранилась и в эллинистическую эпоху.

Вот гоплиты, изображенные Питером Коннолли, адекватно с привлечением материалов археологии:


А вот и нормальна ситуация с мужской наготой. Рисунок Дмитрия Алексинского, оружейная мастерская:

[/img]
 
Андрей, спасибо!
Рад, если это будет полезным!
Интересно будет взглянуть на твоего гоплита. :D
 
очень интересно!
Получился небольшой исторический труд.
Теперь маленький деликатный вопрос, - в греческих скульптурах и вазописи изображения амазонок вствечаются как одетые, так и с одним оружием, что больше соответствует истине? Тем более, что это персонажи не вполне реальные.
 
Спасибо, Антон!
Вот это - совсем другой подход! :D
Всё аргументированно, ясно, последовательно!!!
Труд не малый вложен, но всем на пользу :!:
Respect
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Антон здорово! Прекрасная информация! Побольше бы таких статей по разным темам!
Скоро галерея отдельная появится на сайте - надо эту тему перенести в отдельную статью .
Антон - ты мне очень много посылал информации по римской кавалерии, будет жаль если это в моём ящике только осядет, может составишь по той информации подобный отчёт - это ОЧЕНЬ нужно многим кто захочет сделать миниатюру по теме :wink:
 
Здорово! Полезная статья, очень понравилось! Сам давно мучился сомнениями по этому поводу, теперь все разрешилось...
 
Спасибо большое всем за отзывы!
Виталий, сообщение планировалась только по грекам. Про кельтов известно, что они обнажались лишь для боя (Тит Ливий, История Рима от основания города, XXXVIII,21,9). Нагота в подобном "героическом обществе" должна была показать, что воин уверен в себе и презирает смерть (Полибий, История, II, 28, 8; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, V, 29, 1-2). Уже в III в до н.э. гезаты перед битвой при Теламоне в 223 г до н.э. сбросили с себя одежду, и сражались обнаженными, выделяясь этим среди остальных кельтских воинов. Но это-совсем другая культура, другие традиции. Это тема, требующая отдельного большого обзора. Кстати, А.К. Нефедкин приводит кельтскую традицию как один из доводов в пользу бытования подобной у греков. Но как раз в то время, когда она должна была применяться широко, иконография этого почти не демонстрирует.
Сармат, по поводу того, как достоверно выглядели амазонки, я ничего не смогу сказать. Как и о достоверном облике грифонов. кентавров, лапифов, аримаспов, гиппокампов, тритонов и т.д. :wink: А как их представляли древние греки в разное время Вы и сами сможете увидеть на изображениях.
Юрий, это сообщение появилось во многом благодаря нашему спору, так что Вы тоже к этому причастны :D
Сергей, с римской экипировкой есть свои сложности, я отписал почтой.
 
Сверху