Основные приемы росписи - тональный градиент, окантовка, оконтуривание

Mr_Painter

Мастера
Часто, рассматривая фигурки в росписи известных мастеров, начинающие художники задаются вопросом: «Как расписать воина так круто, зрелищно?».

Попытку ответить на этот вопрос я хочу сделать в этой короткой статье, на примере одной из своих последних работ. Я не буду описывать технику росписи, материалы и кисти. На эту тему написано множество журналов, пошаговых руководств, а так же существует много видеороликов и обучающих дисков.

Аналогом этого вопроса служит другое обращение: «Посмотрите на мою фигурку, что вы мне можете посоветовать, на что обратить внимание?». Как всегда, самым простым ответом есть: «Распишите более контрастно, подчеркните детали.»

Но если смотреть глубже, начинающий должен научиться сам видеть свои недостатки. А так же самостоятельно анализировать чужие работы на предмет использования автором каких-то приемов, которые начинающий еще не освоил, не использует или вообще не обратил на них внимания.

Самое первое с чем сталкивается начинающий – это необходимость аккуратно наносить базовые цвета на фигурку. Без комков, волосков, наплывов краски, просветов, заливания деталей, попадания цветов одних элементов на соседние. Это решается только приобретением опыта, мелкой моторики пальцев, умения работать с кистью а так же умение понимать свойства краски. У меня нет рецептов, как разбавлять краску для нанесения базы или выполнения прозрачных лессировок. Я выдавливаю немного краски в палитру и потом из шприца добавляю воду каплями для получения удобной мне консистенции. Пробуйте, рисуйте, определяйте самостоятельно комфортные для себя соотношения воды и краски.

Второе, чему приходиться учиться новичку, о чем я постоянно думал на начальном этапе. Как правильно затемнить и высветлить складки. И дальше этого не шел в своих рассуждениях. Подчеркивая складки одежды и другие выступы и впадины на фигурке вы придаете ей видимый объем. Естественных теней не достаточно для того, что бы масштабный воин выглядел достаточно объемно, живо, интересно.

Что бы определить, как будут выглядеть тени на фигурке – посмотрите на нее, к примеру, под падающим сверху направленным светом лампы. Вы получите схему распределения света и тени. Рассматривая фигурки мастеров, обращайте внимания на то, как выделена каждая складка. Каждая деталь светом и тенью.

Теперь я скажу о еще нескольких приемах росписи, которые используют профессионалы и опытные художники и о которых, возможно, не задумываются начинающие. Об этих приемах так же написано много всего. Это применение тональных градиентов, оконтривание и окантовка деталей фигурки.

Что такое тональный градиент? Это плавный переход от светлого к темному на фигурке. Градиент может быть и цветовой, если есть необходимость получить переход между разными цветами. И это тоже часто приходится использовать. Где на фигурке можно использовать тональные градиенты. К примеру, вы высветляете вертикальную складку на плаще. Просто высветлить ее – половина работы. Постарайтесь добиться градации этого высветления. Сделайте максимальный акцент высвелением в верхней части складки. И в нижней части высветление может вообще сойти на нет. Так же и с затемнением. В нижней части фигурки делайте тени в складках темнее, а в верхней части затенение может сойти на нет, к чистому базовому цвету. Но этот базовый цвет будет давать хороший контраст вместе с акцентировано высветленными выступами.

Тональный градиент может быть использован на большой поверхности, лишенной складок, к примеру на лицевой и изнаночной стороне щите, на рукояти топора, на ножнах меча. На фрагментах доспехов. Фигура целиком может быть выполненной с учетом общего тонального градиента. Светлее в верхней части, темнее в нижней. Складки плаща или любой другой части одежды высветляем агрессивнее в верхней части предмета и добиваемся контраст тенями в нижней. Из таких тональных градиентов складывается общая тональность и фигуры.

Тональные градиенты вы, если обратите внимание, увидите в окружающем вас мире. Они могут иметь разную природу, начиная от распределения света по поверхности, заканчивая выгоранием краски или различными загрязнениями. Те тональные градиенты, которые мы применяем при росписи, могут быть куда более нарочитыми, чем на реальном предмете одежды, быта, оружия. Но это лишь один из приемов, освоив который, вы сможете использовать его по своему разумению. Рассматривая фигурку под лампой, кроме четких теней вы можете и не увидеть градиентов, которые будете изображать.


Еще два приема, о которых мы сказали – это окантовка и оконтуривание. Оконтуриванием будем называть разграничение соседних элементов фигурки очень темными тончайшими тенями. Оконтуривать будем всё, ремешки, пряжки, места прилегания слоев одежды, доспеха, кожаную обивку щита, заклепки, застежки, шнурки, завальцованные кромки доспехов, ложбинки, впадинки, места прилегания доспехов и одежды к телу. Все места, где что-то с чем-то стыкуется и прилегает нужно затемнить. Или прорисовать тонкой кистью не густой очень темной краской. Или более грубо – выполнить заливку, как это делают с моделями техники. Заливка дает менее контролируемый и аккуратный, за то более скорый результат. Прописывать же каждый элемент кистью дольше но и на много более эффектно. Хотя можно и совмещать эти способы. Вопрос только в личном опыте, целях и предпочтении. Мы возвращаемся к навыкам, которые в голову никто не вложит – умение чувствовать кисть и краску.

Окантовка – высветление кромок предметов на фигурке. Окантовывать можно все, кромку плаща, кромку рукава, кромки карманов и ремешков, кожаных обивок, выступы и кромки доспехов. Высветление выполняется очень светлыми оттенками. Вплоть до почти белого. Высветление не обязательно должно быть равномерным вдоль всей кромки. Можно выполнять прерывистыми касаниями, имитируя изношенность поверхности. Это же относится и к оконтуриванию.

Оконтуриавание и окантовка дают вашей фигуре детальность, которой вы хотите добиться. Каждая мелкая деталь, кромочка, застежечка, пуговка, подчеркнутая крошечной аккуратной «тенью» и высветленная агрессивно будет читаться на фигуре.

Обратите внимание, в жизни вы встретите и оконтуривание и окантовку. Это и вытертые и застиранные кромки швов на одежде и других предметах, это стертая краска и сколы на разнообразных предметах, машинах, оборудовании, камнях и т.п. Это тонкие теневые зоны в местах прилегания карманов, в глубине швов, в стыке каких-либо предметов. Вопрос только в том на сколько аккрутано и органично вы сможете сделать это в миниатюре. Учитывая размер приходиться иногда загрублять эти моменты, подчеркивать их сильнее, чем это возможно в реальности.

Кстати. Окантовка и оконтуривание может иметь свой тональный градиент. Высветление кромки ремня, который пересекает грудь воина, может быть наиболее явным в верхней его части и сходить на нет внизу, исчезать, если ремень уходит в тень от плаща или другого предмета.

Посмотрите не фотографии ниже. Нарисовано тут куда больше, чем вы увидите под направленным светом лампы. Где же тут использованы эти приемы. Посмотрите на пряди гребня. Окантовка и оконтуривание - это затемнение между прядями и их высветление. А акцент при помощи тонального градиента - высветление кончиков прадей более агрессивно. Эти же приемы использованы и на крошечном держателе гребня. Там вы увидите и тональный градиент и высветленные кромки и отеделение его темным от самого гребня.
Тональные градиенты и акценты - вся роспись лица. Смотрите внимательно, на каждыую деталь. И там же оконтуривание - отделение лица от кромок шлема. И окантовка - высветление тех самых кромок на шлеме.

DSC08992.JPG
DSC08993.JPG


Еще один пример - плащ аквилифера.
Акценты расставлены при помощи этих трех приемов. агрессивнее высветлены складки в верхней части плаща. Ниже высветление теряет свою насыщеность. Тут же есть и оконтуривание - высветление кромок плаща. Прерывисто, легкими касаниями, очень светлой краской. Тут вам и подчеркнута кромка, что важно для общего объема и детальности росписи, а так же это придает плащу потертый вид. Да и высветления и тени тут наносились не лессировками. А тычковыми движениями и кистью и кусочком поролоновой губки. Роспись плаща - масло по акрилу. Матовый лак Ревелл из аэрографа убрал остаточный блеск.

Тональный градиент есть и на шкуре. От темного вверху, к белым прядям внизу.

DSC09140.JPG




Еще одно фото. Стрелками ничего отмечать не буду. Ищите самотсоятельно описанные приемы.
Акценты расставлены опять же агрессивными тональными градиентами. Пример - складка на левом плече. Верхний ее угол высветлен очень сильно, вниз она енмного темнее. И так же темнеют складки уходя в тень.
Тональные градиенты есть и на птеригах, и там же и окантовка и оконтуривание.
Так же подчеркнута кромка туники.
Высветлением акцентированно подчеркнуты колени.
Обмотки на ногах имеют свой градиент. Больше нетенй внизу, и активно высветлены вверху. Равно как и обмотки на руках.

DSC09141.JPG


DSC09144 (2).JPG
DSC09145.JPG DSC09149.JPG
DSC091451.jpg
 
Последнее редактирование:

Mr_Painter

Мастера
Вот такой короткий набросок получился. За ошибки и корявый слог не пинайте. Строчил быстро, выставил сразу, не вычитвал особо. Все эти приемы используются, откройте работу любого продвинутого мастера у нас на форуме или на какм-то иностранном ресурсе. Проанализируйте, обращая внимание на детали.
Но вот то КАК вы используете эти приемы, на сколько контрастно, резко, ярко, или приглушено - это у же и есть собственный стиль.
 
Последнее редактирование:

slava73

Мастера
Очень доходчиво и подробно описан процесс!И когда ты все успеваешь?
 
Очень хорошая статья,спасибо.Еще бы по рисованию мелких повторяющихся узоров,скажем на кельтских рубахах такую:))
 
Сверху