Ну вот, обещал - выкладываю.
Значит так. Рассмотрим пример формовки достаточно сложной модели: это будет фигурка египтянина по иллюстрации г-на Ежева из журнала «Воин». Скульптор в работе использовал не просто стальную, а даже слегка пружинящую проволоку для каркаса, фигура изначально не расчленялась автором для формовки, а материал модели – отечественная пластика. Пытаться пилить боязно – можно нанести мастер-модели весьма значительные повреждения. Выход видел в этой ситуации только один – перелить фигуру в смолу, «развалить» лезвием, пока смола эластичная и доработать по-твердому места сочленения.
Поскольку почти вся работа на момент просьбы о показе подробностей процесса была уже выполнена, сам процесс показать не смогу, но постараюсь максимально подробно его изложить.
Для изготовления формообразующего вкладыша использован обыкновенный отечественный однокомпонентный автогерметик с рынка. Отливок он позволит сделать не много из-за какой-то «рыхлой» структуры, но одна – две должны получиться без проблем. Сначала нужно максимально подробно нарисовать в уме схему разъема формы, учитывая, что желательно минимально повредить (увы, совсем без потерь в этом случае вряд ли удастся обойтись) мастер при извлечении после формовки, и сохранить возможность сделать повторную отливку в случае получения брака.
Делаем из пластилина опоку. Чем аккуратнее будет разглажена поверхность пластилина, те больше ресурс формы, и чем тщательней сделано примыкание пластилина к модели, тем меньше вероятность повредить фигурку при удалении «лохмотьев» подтекшего герметика. При формировании опоки сразу нужно предусмотреть направляющие выступы для точного смыкания половин формы, ну и желательно, на случай большой усадки смолы, сделать резервуар под доп. объем смолы, где и окажется усадочная раковина. Ввиду сложного для цельной формовки ( в плане необходимости извлечения еще МЯГКОЙ отливки) расположения правой руки фигурки, я решил сделать двухслойную заливку герметиком по лицевой стороне фигуры. Это позволит мне разрезать непосредственно формообразующий слой перед заливкой, и в случае протекания жидкости (свят-свят, смолы конечно, это чего-то телереклама вспомнилась) не даст отливке намертво прилипнуть к гипсовой подушке, загубив всю работу, и упростит наполнение литьевой массой упомянутой руки. В качестве разделительного слоя я часто использую нитрокраску, просто задуваю модель в опоке из аэрографа. Именно её следы видны на форме и мастер-модели. Это мне позволяет визуально контролировать, насколько модель и половинки формы застрахованы от слипания. Перед нанесением первого слоя герметика его можно разбавить чистым бензином для более жидкой консистенции, но в этом случае рекомендую затем дать бензину испариться в течение, скажем недели. Если поторопиться, можно увидеть, как ваша «резиновая корочка» весело топорщится на мастер-модели, вместо того, что бы к ней плотно прилегать. Но этот прием я использую не часто, только при очень тонком и глубоком рельефе модели, чтобы избежать образования пузырьков воздуха на поверхности формы. Первый слой резины желательно наложить слоем около двух мм толщиной. При более толстом слое отверждение герметика полностью может не произойти, он ведь использует в качестве катализатора влагу из воздуха.
Когда первый слой полимеризовался, готовим кусок марли несколько больше нашей формы по размеру. Это будет арматура, которая не позволит форме порваться при извлечении отливки. Наносим свежий слой резины и сразу же, легко «похлопывая» по марле пальцем, вжимаем её в липкий еще герметик. Оставляем форму на 12 часов. Далее наносим третий и заключительный на этой половине слой. Ждем пока герметик схватится по поверхности и заливаем на него гипсовую корку, толщиной не менее 1,5 см от поверхности модели. Курим минут 20. Переворачиваем нашу полуформу и аккуратно удаляем пластилин. Лучше всего использовать скульптурный пластилин, иначе тяжело будет удалять остатки жирной массы (она называется пластилин детский). Мастер-модель при этом ни в коем случае не должна покинуть свое место в уже готовой половине формы, иначе вы рискуете получить смещение половин при стыке форм. Если жидкий герметик все - же подтек между моделью и пластилином, «лопухи» удобно убирать зубочисткой. Снова задуваем нитрой теперь уже всю поверхность половины формы, вместе с моделью. Процесс формовки повторяется.
Когда форма готова, приступаем к литью. Сначала попробуйте смешать небольшое кол-во смолы для определения правильности указанных в инструкции пропорций. К сожалению, иногда «возможны варианты», а извлечь не застывшую смолу из формы проблематично. Просто смешайте 10 капель смолы с 1 каплей отвердителя, если указанная пропорция 1/10. Если все ОК, двигаемся дальше, если нет добавим каплю отвердителя и т.д. Ждем. Застыло. Пропорции найдены. Посыпаем форму тальком (детская присыпка из аптеки), излишки вытряхиваем и форму продуваем. Замешиваем небольшое кол-во смолы для «облицовочного слоя». На этом этапе я ничего в смолу не добавляю, т.к. прозрачность позволяет контролировать образование пузырей и непроливов. Зубочисткой аккуратно, очень тонким слоем, наношу смолу на все формообразующие поверхности. Перед этим процессом смолу с уже вмешанным отвердителем нагреваю при помощи горячей водопроводной воды – это здорово помогает избавиться от мелких пузырьков воздуха, попавших в смолу при перемешивании. Основная причина того, что на поверхности формы остается воздух – это затрудненный отрыв пузырька от неё, и процедура «облицовочного слоя», в большинстве случаев, помогает этого избежать. Закончили. Далее вмешиваем в смолу краску (годиться любая, кроме водноосновных) 5-10%. И наполнитель. Тут пропорции на ваше усмотрение, мне удобно пользоваться густой, менее текучей смесью (консистенция засахарившегося меда). Наполняем массой половинки с небольшим избытком, при необходимости вкладываем проволочные «кости», смыкаем и хорошенько сдавливаем. Стягиваем половинки между собой (я пользуюсь обрезками самоклеящейся пленки). Ждем, процесс контролируем по посудине, в которой мешали массу. Форму лучше разобрать до полной полимеризации. В результате получаем копию желаемого изделия.