МОСКОВСКАЯ СЕКЦИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ

zhenyab

Администратор
Команда форума
Автор: Михаил Преснухин

Секция миниатюры Военно-Исторической Комиссии при Центральном Совете Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры существует более двадцати лет. Само существование такой секции на протяжении долгого времени было уникальным явлением в общественной жизни нашей страны, правда, по большому счёту оно осталось, быть может, по настоящему и незамеченным, и уж точно по достоинству не оценённым этим обществом. Многие годы в рамках этого не такого многочисленного добровольного сообщества были объединены люди, обладающие уникальными навыками, если не сказать – даром творчества, искусством создания произведений в жанре до тех пор неизвестном в нашей стране.
К тому же, большая часть этих мастеров соединяла в себе ещё и качества профессиональных военных историков, являвшихся почти единственными носителями знаний по многим отраслям военного дела, также до тех пор не культивировавшихся официальной исторической наукой. Они были одни, по сути, в нашей стране, кто продолжал традиции отечественной военно-исторической науки, рассматривая нашу историю на всём её многовековом пути развития не оглядываясь на идеологические установки и прямые запреты правящей тогда у нас партии.
Они же, как оказалось, восприняли традиции той школы военно-исторической науки лучшие представители которой были вышвырнуты политическим катаклизмом из Отечества и оказались в вынужденной эмиграции. Благодаря во многом этой преемственности не «распалась связь времён» и отечественная школа военно-исторической науки освобождённая от идеологической удавки смогла, в конце концов, возродиться.
Стараниями этих немногочисленных энтузиастов было возрождено в нашей стране и давно утерянное искусство создания военно-исторической миниатюры.
Московская секция военно-исторической миниатюры оформилась в структуре ВИКа в середине 1980-ых годов в первую очередь благодаря стараниям председателя этой комиссии Петра Фёдоровича Космолинского – художника и историка, давнего собирателя игрушечных солдатиков и автора-изготовителя собственных оловянных миниатюр. одним из первых в нашей стране начал возрождать и военно-историческую науку в её неразрывной преемственности и это забытое искусство. Возглавив секцию, П.Ф.Космолинский вместе со своими немногочисленными тогда ещё последователями заново воссоздавал утерянную после 1917-го года традицию миниатюрной военно-исторической скульптуры, или попросту говоря – оловянного солдатика.
Этот материал был уже давно написан, когда громом среди ясного неба прозвучало известие о безвременной трагической кончине Петра Фёдоровича, чья жизнь, так внезапно оборвавшаяся, многие годы являла собой пример беззаветной преданности делу возрождения и сохранения исторического наследия нашей Родины.
Ведь для многих любителей военной истории объединяющим фактором тогда являлась именно общая страсть к этим маленьким фигуркам в разноцветной военной форме. В те годы оловянных, пластилиновых, деревянных или даже бумажных солдатиков делали все, ну или почти все, за редким исключением, кто интересовался военной историей в нашей стране, просто потому, что в магазинах у нас не было ничего достойного качества и исторической достоверности. А уж игрой то в солдатиков пусть даже и магазинных увлекались уж точно поголовно все.
Поначалу и всё военно-историческое движение в нашей стране развивалось именно вокруг этих маленьких фигурок. Создание оловянной миниатюры тогда было делом довольно долгим и сложным, очень трудоёмким, требующим от мастера скрупулёзной, если не сказать ювелирной точности и большого терпения. Но с ещё большими трудностями автору приходилось сталкиваться из-за отсутствия доступной достоверной информации о покрое мундиров, конструкции вооружения, амуниции и т.п., а также и о строевых приёмах и о тактике действий разных армий в различные эпохи.
В одиночку пытаться докопаться до ответов на все вопросы в публичных библиотеках, а если очень повезёт, то в малодоступной в те годы «Ленинке» было, конечно же, невозможно. А ведь существовали ещё и вовсе недоступные тогда для широких кругов архивные коллекции документов и музейные собрания подлинных образцов обмундирования. Скульптору приходилось преодолевать неимоверные трудности, чтобы добыть необходимую информацию и реконструировать в миниатюре конкретный мундир, создав тем самым фигурку отвечающую самым строгим правилам предъявляемым к исторической скульптуре. Солдатик должен был быть одет в исторически точный мундир, вооружён полагавшимся ему холодным и огнестрельным оружием, снабжён необходимой амуницией и снаряжением. И плюс ко всему этому сама поза фигурки, изображающая тот или иной строевой или ружейный приём должна была соответствовать, а не противоречить строевым уставам и тактике ведения боевых действий конкретной эпохи. Кроме того, и физиономия солдатика, и пропорции его тела должны были соответствовать национальности, возрасту, характеру и воинскому чину того прототипа, образ которого художник старался воплотить в своём миниатюрном произведении.
Чтобы справиться со всеми этими задачами, разрозненным авторам-одиночкам необходимо было объединить свои усилия и обмениваться информацией с людьми, имевшими доступ к закрытым источникам. Так и сложилось в начале 80-х годов в Москве неформальное объединение авторов миниатюр и историков – любителей этих же миниатюрных солдатиков, приютившихся в к 1982-1983 году под крылом ВООПИиК.
И те и другие любители, увлечённые общим пристрастием, самозабвенно добывали информацию о мундирах, вооружении, тактике и ходе сражения разных стран и эпох, но в первую очередь, конечно же, о внешнем облике русских солдат.
Полученные таким образом сведения тут же воплощались в пластилине, олове или бумаге. А созданные армии часто сходились в нешуточных сражениях на полах и столах многих московских квартир. Такие игры лишь со стороны для непосвящённых могли показаться детской забавой, на самом же деле они являлись составной частью процесса познания и изучения военной истории нашей страны, да и других государств, о которых тогда было мало что известно. Будучи в подавляющем большинстве непрофессионалами, и с точки зрения официальной исторической науки, и с точки зрения официального искусства, создатели военно-исторической миниатюры были почти лишены возможности донести своё видение и свои знания до широких слоёв нашего народа. Музеи не нуждались в их работах, выставочные залы также ими не интересовались, официальные научные издания и средства массовой информации также не испытывали необходимости в их нетрадиционных работах: «разжигавших милитаристский дух в нашей миролюбивой стране».
Теперь ни для кого не секрет, что в годы глубокого застоя в СССР в отношении военно-исторических знаний официальная наука находилась в дремучем, первобытном состоянии. Военное наследие «проклятого царского прошлого» долгое время вообще напрочь отрицалось правящим коммунистическим режимом, а официальная военно-историческая наука в основном занималась тем, что по указке свыше «отбеливала», если не сказать точнее – отмывала от крови «ошибки» большевистского руководства страны и армии, совершаемые ими с пугающей периодичностью. В результате всего этого военная история нашей страны, да и всего мира, как до 1917 года, так и после представляла собой для «непосвящённых» – широких кругов любителей сплошной цепочкой белых пятен, или даже запретных зон, попахивающих колючей проволокой для тех, кто пытался приподнять над ними завесу неизвестности.
Почти единственной милостиво разрешённой свыше темой из «проклятого царского наследия» была «Гроза двенадцатого года», интерес к которой периодически подхлёстывался официальной пропагандой. Хорошо, что хоть к этому делу «приложили руку» люди далеко не бесталанные, если не сказать гениальные. Начиная с Толстого и заканчивая Рязановым и Бондарчуком, чьи творенья в самых разных жанрах подстёгивали интерес к военной истории России в самых широких слоях нашего общества. Благодаря чему у нас и сформировалось в конце 1970-х начале 1980-х годов поколение независимых историков, которые за последние годы полностью перевернули устои казавшейся незыблемой официальной истории.
Также исподволь, в 80-х годах прошлого столетия, когда одиночки-энтузиасты в Москве объединились наконец-таки в рамках ВООПИиК, начался переворот в общественном сознании и по отношению к оловянным солдатикам, не только как к детской забаве, но и уже как к модному и дорогому предмету коллекционирования предметов настоящего искусства. Правда, зачастую от обывателей продолжала всё ещё оставаться скрытой закулисная сторона творчества миниатюристов, которая наряду с художественным образом ценилась самими авторами военно-исторической фигурки едва ли не столь же высоко – это историческая достоверность мельчайших деталей изображаемого объекта. Всё должно было быть сделано с точностью не «до миллиметра», а до десятых его долей в такой маленькой по размеру фигурке.
Довольно долго военно-историческое движение в нашей стране развивалось в соседстве бок о бок с миниатюрой, и непонятно было, что из них развивается более успешно, история-наука, или миниатюра-искусство. Совместные изыскания авторов миниатюр и историков выливались в статьи, и даже книги, правда, в основном рукописные, в большинстве своём имевшие своей целью создание по этим разработкам исторически достоверных фигурок. И, пожалуй, впервые «прогремело» новое независимое военно-историческое движение именно благодаря оловянным солдатикам, которые наглядно показали, что они наряду с художественной ценностью обладают ещё и исторической. Это потом, несколько позднее, в нашу страну придёт благодаря веяньям с запада и перестройке мода на театрализованные представления «войнушку», и военно-историческое движение разделится на «солдатистов» и «униформистов», а также маленькую прослойку «чистых историков». А пока немногие энтузиасты ещё все вместе продолжали заниматься одним общим делом – изучением военной истории и самовыражением себя в этом процессе, в том числе и с помощью миниатюры.
И вот настаёт 1987 год –год 175-летия со дня Бородинской битвы и войны 1812 года. Эту юбилейную дату новое относительно молодое руководство нашей страны решило отметить на государственном уровне. ВИКу благодаря стараниям А.А.Васильева удалось пробить выставку оловянной миниатюры, правда, пока ещё не в Москве, а в Звенигороде, в местном историко-архитектурном и историческом музее, расположенном в стенах знаменитого Саввино-Сторожевского монастыря.
Выставка пользовалась «бешенным» интересом не только у местных жителей, но и у москвичей, устроивших настоящее паломничество в монастырь этого в общем-то неблизкого от Москвы городка. Устроителям удалось издать даже вполне приличный по тем временам буклет-каталог выставки и рекламную афишу. Именно тогда то и прозвучали во весь голос до сели неизвестные широким кругам любителей имена наших московских мастеров, самоотверженный труд которых возродил в России едва было не погибший жанр военно-исторической миниатюры: П.Ф.Космолинский, В.Н.Коннов, А.Б.Сомов, А.Е.Блёскин, Р.Паласиос-Фернандес, А.И.Таланов, О.Н.Литовченко, Н.А.Гордеев, В.В.Балов, А.М.Жданкин, А.Е.Ломзин, С.Г.Уланович, В.Н.Куликов и В.А.Малявкин.
Все эти авторы представили в экспозиции выставки более 300 пеших и конных фигур, выполненных в самой разнообразной технике и из различных материалов, в масштабах от 1:30 до 1:10.
Выставка наглядно показала отличие, а лучше сказать превосходство московской школы мастеров военно-исторической миниатюры над давно всем известной «питерской» школой, культивировавшей тогда в основном традиционную «нюрнбергскую» плоскую оловянную миниатюру, время которой, в общем-то, уже уходило в безвозвратное прошлое.
Неожиданно громкий успех Звенигородской выставки тут же дал свои результаты, «проснувшийся» народ валом повалил в ряды ВИК. Естественно, что подавляющее большинство всех вновь прибывших не были (да и не могли стать) мастерами миниатюры, но и они нашли свою отдушину в создании своими руками уже не миниатюрных, а самых настоящих мундиров, ружей, киверов, и т.п. Они и составили первый контингент так называемых групп военно-исторической реконструкции. Русские и французские «полки» росли как на дрожжах, многие миниатюристы также втянулись в это дело.
В 1988 году прогремели на всю страну уже не московские миниатюристы, а «униформисты». Летом того года им удалось организовать и провести акцию, масштабы которой, пожалуй, не удаётся превзойти до сих пор. Это был знаменитый поход из Москвы аж до самой реки Березины, по местам боёв русской армии с войсками Наполеона в 1812 году. Более того, вскоре в ноябре месяце части реконструкторов впервые удалось побывать за границей, в Бельгии на поле битвы при Ватерлоо. Благодаря этому работы 14-ти мастеров военно-исторической миниатюры из Москвы, Ленинграда и Киева были выставлены в залах музея-панорамы этой битвы. 217 миниатюр экспонировались там, в течение целой недели. Интерес «местных», проявленный к работам наших соотечественников заставил некоторых из них задуматься о дальнейших перспективах занятия этим делом на профессиональной основе, и возможно даже уже и не дома, а за рубежом.
Дома в этот год в Москве в Музее Декоративно-прикладного искусства на ул.Делегатской экспонировалось всего лишь несколько работ, которые удалось пристроить на выставку посвящённую 110-летию освобождения Болгарии от османского ига. В подмосковном городе Раменском в местном краеведческом музее была проведена вполне приличная выставка, составленная из работ трёх местных молодых мастеров: Н.А.Гордеева, Р. Телегина. Едва ли не впервые в истории эта выставка была освещена в центральной печати.
В 1988 году Московскую секцию возглавил В.Н.Коннов, которого теперь просто осаждали толпы юных (и не очень) любителей лепки, некоторые из которых оказались вполне зрелыми мастерами и пополнили ряды активных членов секции. В конце этого года и в начале следующего 1989-го лучшим мастерам московской секции представилась, наконец, возможность выставить свои работы в Москве. В небольшом выставочном зальчике ВООПиКа на ул.Разина, 12 в стенах церкви была устроена небольшая экспозиция оловянной миниатюры в рамках проходившей там выставки: «Отечественая война 1812 года в памятниках культуры», организованная Министерством Культуры СССР, Академией Художеств СССР, Союзом Художников и другими учреждениями культуры.
В 1990 году началось масштабное проникновение русской миниатюры на запад. Впервые в рамках международного военно-исторического фестиваля во Франции в городе Компьене на выставке миниатюры были официально представлены работы московских мастеров. Фурор произвели фигуры, выполненные А.Блёскиным, получившие 1-ю и 2-ю премии в своих разделах. Осенью того же года во всё той же Франции на выставке в пригороде Парижа – Севре ещё одна работа Блёскина получила 3-ю премию. Для до тех пор неизвестного мастера из России, дебютанта огромных международных выставок это было потрясающим успехом. Европа заговорила о «русском чуде».
На родине «чуда» в тот год успехи военно-исторической миниатюры были куда скромнее. Удалось всего лишь напечатать чёрно-белый (даже очень чёрный) буклет Первой Московской выставки, где наряду с уже знакомыми ещё с 1987 года именами появились и новые: В.А.Евдокимов, В.Ю.Балакирев, С.Шиховцов и А.С.Чегодаев. Лишь в начале 1991 года части членов Московской секции удалось выставить свои работы на выставке организованной на деньги вновь народившегося Дворянского собрания в Георгиевском соборе на улице всё ещё Степана Разина, в самом центре Москвы. Несмотря на всю камерность выставки, она имела широкий резонанс, и опять в ряды членов секции широкой волной потекло пополнение, и не только из москвичей, но и из жителей других городов. Всвяси со всем этим возникла настоятельная потребность в устройстве большой выставки-конкурса с участием мастеров изо всех уголков страны. Необходимо было воочию увидеть и мастеров и их работы, чтобы оценить степень развития нашего искусства в масштабах всего тогда ещё СССР.
Пока велась подготовительная работа к проведению этого смотра, отдельным представителям секции удалось выставить свои миниатюры на очередной международной выставке во Франции в Севре. Этот конкурс был традиционным и признанным не только в Европе, но и во всём мире. И опять на нём произвели фурор русские работы, А.Блёскин завоевал сразу две премии: 1-ю и 3-ю, и тут же получил приглашение остаться во Франции и работать на одну из ведущих европейских фирм.
Не подлежит никакому сомненью тот факт, что своим появлением на западном рынке работы москвичей Блёскина, Сомова, Коннова совершили едва ли не переворот в устоявшемся, если не сказать застоявшемся стереотипе восприятия «западниками» военной миниатюры как всего лишь прикладной вещи, солдатика-игрушки, маленького манекена для изображения военного мундира и не более того. С момента начала «русской экспансии за бугор» и там бурными темпами стало развиваться направление «психологичности, богатого внутреннего мира» миниатюрной скульптуры, а не просто какой-то прикладной функциональности, или голого натурализма.
Работы наших лучших мастеров уже нельзя было, и назвать просто оловянными солдатиками, и вовсе не потому, что они зачастую изготавливались в единственном экземпляре из специальных полимерных пластических масс (изготовленную таким образом мастер-модель можно было легко «заформовать» и затем тиражировать уже в олове), а потому, что они стали, сродни произведениям настоящего ювелирного искусства, по степени проработки деталей, отточенности форм фигуры, композиции и т.д. и т.п. К тому же по качеству росписи фигур масляными красками лучшие мастера приближались к классическим образцам изобразительного искусства – миниатюрной живописи и портрету.
Приходится только удивляться, как в нашей стране тогда ещё СССР выросли высокопрофессиональные мастера в жанре, которого до недавнего времени и на протяжении десятков лет просто не существовало. Традиция высокохудожественной военно-исторической миниатюры, которой в России занималась даже фирма «Фаберже» была прервана с момента прихода к власти большевистского режима. В пламени борьбы за новый мир и нового человека сгинули старые отечественные мастера и фирмы, прервалась связь с западным миром, да и исчез спрос на подобное искусство из-за всеобщего и поголовного обнищания материального и даже духовного.
Практически на пустом месте, в отсутствии традиции, преемственности поколений, художественной школы и даже инструментальной базы и необходимых материалов, едва ли не благодаря только одной «генной» памяти наши умельцы всего лишь за считанные годы возродил это искусство. Создали собственную технологию лепки, литья и росписи фигур, подобрали материалы и довели свои творения до такой высоты, что западные любители и профессионалы этого дела были просто потрясены и обескуражены, когда впервые познакомились с работами лучших московских мастеров. «Цивилизованному» миру всё ещё казалось, что в Москве до сих пор по улицам медведи бродят.
На самом деле в Москве в это время по улицам «бродили» не медведи, а танки. В августе месяце 1991 года, как только в Москву стали съезжаться десятки мастеров миниатюрного жанра из более чем 20-ти городов Союза ССР, чтобы принять участие в первом в стране масштабном смотре-конкурсе, в столице разразился «августовский» путч небезызвестного «пьяного ГКЧП». Несмотря на столь неудачное совпадение выставка, организованная в залах Музея Вооружённых Сил всё-таки открылась, сразу после «победы Демократии».
Несмотря на отсутствие рекламы, и занятость москвичей, ликовавших и отмечавших народную победу, выставка произвела фурор среди военно-исторической публики, никогда ещё до сели не лицезревшей такого обилия работ такого высокого качества. Тысячи людей посетивших выставку, не могли ранее даже и представить себе, что такое возможно в нашей стране, отказываясь верить, что это всё сделано человеческими руками.
1991 год стал определяющим и переломным не только в истории нашего государства, но и в развитии военно-исторической миниатюры. Многие увидели, что наше искусство способно заинтересовать самые широкие слои населения, пробуждая в них «чувства добрые», просто даря радость, и не одним только маленьким мальчишкам. Появилась надежда, что какое-то внимание к нашему искусству будет проявлено и со стороны государства, в мечтах виделось даже создание в недалёком будущем музея оловянного солдатика.
На этой выставке мастера московской школы наконец-то увидели работы своих периферийных коллег, у многих из которых было чему поучиться. Особенно впечатляли миниатюры М.Киреева из далёкого Омска, Шевчука из тогда ещё нашего Киева, О.Оксёма из Ялты, и многих других. Пришло осознание того, что военной миниатюрой можно и главное нужно заниматься профессионально, или же иначе вообще не стоит им заниматься, т.к. художественный уровень работ ведущих мастеров был чрезвычайно высоким, приблизиться к которому всем остальным можно было только в результате долгой, кропотливой и целенаправленной работы.
Сразу после выставки 1991 года на волне эйфории Московская секция развила бурную деятельность. Заказы и предложения сыпались со всех сторон, одни хотели наладить массовое производство фигурок из олова и полистирола, другие мечтали объехать с нашей экспозицией весь мир, третьи – издавать каталоги и книги о солдатиках. Заинтересовались нашим творчеством и средства массовой информации, свет увидели многочисленные публикации в прессе и сюжеты на телевидении. Вскоре, однако, выяснилось, что все эти многочисленные предприимчивые, деловые люди, крутившиеся вокруг секции на поверку мало, что толком могли организовать. Знания и умения наших мастеров так и остались в то время невостребованными, хотя в рядах секции состояли профессионалы разных областей: как полиграфии, так и промышленного производства, способные грамотно разработать и смакетировать буклеты, каталоги и книги по миниатюре, а также отработать технологию массового тиражирования фигурок. С.Соболев известный теперь (правда, в узких профессиональных кругах) автор, разрабатывающий для одной из фирм мастер-модели, тогда в одиночку собрал у себя дома миниатюрный термопласт-автомат, изготовил прессформы и опробовал всю технологическую цепочку производства фигур из полистирола. Однако, и его опыт остался неоценённым, никто так и не смог на практике поддержать его начинание, оставшееся незамеченным. Хотя именно в это время знаменитая теперь фирма (к несчастью единственная в нашей стране) вымучивала свои первые примитивные наборы солдатиков, мастер-модели к которым делал также наш старый «виковец» Р.Паласиос, известный ныне художник. Можно себе представить насколько успешнее могли пойти дела, если бы пути мастера и фирмы пересеклись тогда, а не 7 лет спустя. Но об этом речь пойдёт позднее, а пока мастера секции продолжали осаждаться толпами самых разных энергичных людей, досаждавших своими наполеоновскими планами, ни один из которых как показало время так и не был воплощён в жизнь.
В самом конце года часть молодых мастеров секции, соблазнённая всяческими посулами очередной группы предприимчивых товарищей, приняла участие в большой выставке авторских произведений декоративно-прикладного искусства, организованной с большой помпой в одной из церквушек на Новоарбатском (Калининском) проспекте. Несмотря на весь шик и блеск, а также и пыль пускаемую устроителями в глаза посетителям и участникам выставки, мы так и не смогли дождаться выполнения их обещаний о запуске полиграфического производства, или даже хотя бы о выпуске одного единственного буклетика с солдатиками.
В этом же году часть мастеров Московской секции, объединив свои усилия, создала фирму «Лейбъ-компания», главным видом деятельности которой должна была стать торговля солдатиками. Судя по составу собравшихся в фирме художников, она обещалась стать ведущим производителем авторской миниатюры. Лучшие мастера Москвы получали от неё заказы на изготовление мастер-моделей, появился даже свой магазин с одноимённым названием в самом центре столицы.
1992 год также начался для Московской секции вроде бы вполне удачно: передачи на телевидении с пространными рассуждениями и многообещающими заявлениями; новые «проекты» очередных суетливых молодых бизнесменов; покупка оборудования для массового производства; всевозможные заказы и т.д.
В апреле месяце Московская секция приняла участие в выставке в Политехническом Музее, совместно со стендовыми моделистами. Мастера, не входившие в секцию, выставились в музее-панораме Бородинской битвы.
В августе же 1992 года открылась с большой помпой во всё том же Музее Вооружённых Сил долгожданная 1-я Международная выставка военно-исторической миниатюры. Из-за рубежа на неё, правда, приехали представители лишь братских народов Украины и Белоруссии. Всего 54 мастера из примерно двух десятков городов. В подавляющем большинстве это были знакомые всё лица, дебютантов были лишь считанные единицы. Не было на выставке нескольких признанных корифеев: кто-то уехал за границу; другие открыто прервали все связи с Московской секцией, уйдя в «раскол»; скончался А.Жданкин.
К сожаленью, с московской секцией не желали сотрудничать представители Питерской школы, хотя именно в этом году они наконец-то смогли воссоздать свой Клуб Любителей Военно-исторической Миниатюры, растворившейся некогда в недрах «наполеоновской» ассоциации АЛИНЭ. Правда, Питерский клуб не вошёл тогда ещё в силу, к слову сказать, он тогда ещё не обрёл свою старую исконную крышу – Музей А.В.Суворова, куда миниатюристам удалось вернуться лишь спустя два года. Жаль, что питерцы из года в год игнорировали наше Московское общество, ведь в последние годы у них появились вполне достойные мастера, даже в жанре объёмной миниатюры, несмотря на то, что в Петербурге традиционно культивировалась лишь плоская нюрнбергская фигурка. Вероятно, после большевистской эпохи всеобщей коллективизации всех отраслей жизни нашего народа, теперь в нём стали преобладать индивидуалистские или сепаратистские течения, особенно проявлявшиеся в художественной среде. Сейчас каждый мастер стремится самовыразиться в одиночку, и только для себя самого – «любимого и дорогого».
На выставке прогремели всё те же имена: Коннова, Блёскина, Киреева. Правда, им на пятки наступали уже и другие: Шевчук, Калиничев, Шиховцев, Оксём, Бутенин. Да и многие другие мастера в отдельных компонентах своих работ ничуть не уступали «мэтрам». Представленные на выставке работы самых разных жанров, из самых разных материалов, выполненные по самой разной технологии в подавляющем своём большинстве отличала высокая техника исполнения и художественное мастерство, или если хотите, то, по аналогии с фигурным катанием – артистизм.
После очередного громкого успеха выставки, казалось, что наше движение наконец-то начнёт набирать обороты, разрастаясь вглубь и вширь. Всем верилось, что искусство миниатюры получит вскоре официальное признание не только за границей, но и у нас на Родине, и наконец-то будет создана международная ассоциация, объединяющая всех художников этого жанра. Однако дальнейший ход событий в жизни нашей страны не позволил сбыться этим надеждам.
В 1993 году в Европе опять-таки блистали наши мастера. А.Блёскин получил Золотую медаль на международном конкурсе Euro-Militaire в г.Фолкстоне, в Великобритании, а во Франции в Севре – завоевал Кубок Кубков. В.Коннов на конкурсе Militalia в г.Милане в Италии получил специальный приз.
В России в этот год секция участвовала всего лишь в одной скромной, камерной выставке: «Русский военный мундир» в стенах Московской Театральной Библиотеки. Небольшая часть членов Московской секции приняла участие в выездной выставке в г.Ярославле.
В середине 1994 года Московская секция участвовала в выставке организованной Музеем Вооружённых Сил и Российской Государственной Библиотекой по Искусству, как теперь стала называться бывшая «театралка». В сентябре во всё том же МВС была проведена большая выставка уже всей ассоциации авторов ВИМ из разных городов России, Белоруссии и Украины, со всеми, кто ещё продолжал сотрудничать с Москвой. Не было только, конечно же, питерцев.
По размаху экспозиции эта выставка, безусловно, уступала смотрам 1991 и 1992 гг., слишком многое изменилось в нашей стране за последние годы. Поменялось и само отношение руководства музея к нашей деятельности, которое всё больше и больше задвигало нас «на задворки», что сразу же почувствовали многие мастера, отказавшись от участия в выставке в стенах этого музея.
Но, несмотря на все эти негативные закулисные моменты, выставка всё же удалась. Хотя она и получилась несколько камерной, но зато уровень работ на ней был как никогда самый высокий. Давно знакомые авторы порадовали своим неожиданно возросшим мастерством, как, например, О.Оксём из Ялты, поразивший всех своей композицией «Развод караула» по картине Гебенса. Да и «мэтры» были на высоте: А.Блёскин выставился со своей «американской» серией фигур, но потряс всех В.Коннов со своим «потрясённым» Наполеоном, и созерцающим запорожским казаком.
Неудивительно, что в этот год на зарубежных выставках работы московских мастеров опять занимали самые высокие места. А.Блёскин во Франци на выставке Булонь-Экспо получил Первую Премию, Золотую Медаль и завоевал Гран-при конкурса, так называемый титул «Best of show».
В сравнении с Москвой в Питере, например, большая группа миниатюристов собралась наконец-то вместе под крышей своей альма-матер – Музея А.В.Суворова, и довольно успешно занялась выставочной деятельностью, и даже выпуском собственного альманаха. Анализ достоинств и недостатков этого издания – тема особого разговора, но, несомненно одно, что почти чисто «солдатистский» альманах оказался весьма жизнеспособным, за прошедшее десятилетие вышло в свет уже 3-х десятков выпусков.
Москве подобным похвастаться к сожаленью нельзя. Ушли в прошлое рукописные выпуски «Библиотеки ВИК», явно устарела единственная брошюра по технологии изготовления миниатюры, описывающая «дедовские» методы создания фигур, буклеты московских выставок не удовлетворяют уже современным требованиям к полиграфической продукции. Набор открыток: «Стойкий оловянный солдатик. Выпуск 1», изданный ещё в 1989 году, так и остался первым и единственным.
1995 год начался для Московской секции ВИМ вроде бы неплохо, и даже многообещающе. В середине января её члены получили приглашение участвовать в выставке аж в самом Кремле. Мероприятие было организовано Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», и посвящено 225-летию со дня учреждения в России Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Приглашение показалось всем весьма лестным, но вскоре выяснилось, что наша экспозиция размещена вместе с «матрёшками» и тому подобными сувенирами, а настоящая выставка находится этажом выше. Такое отношение к нашему творчеству, честно говоря, покоробило очень многих. Ведь лучшие работы членов нашей секции были ничуть не хуже, а даже намного реалистичнее тех фигур, что были представлены в основной экспозиции выставки. Но те фигуры были серебряные или бронзовые, а у нас всего лишь оловянные. Хотя именно такой подход отечественных «искусствоведов» к определению ценности произведения искусства сейчас уже не удивляет.
В 1995 году скончался В.А.Евдокимов старейший московский мастер. Его смерть оказалась весьма символичной для всей секции в целом. Отныне всем уже стало ясно, что для неё наступило время заката, теперь мастера только уходили, а новые и молодые не приходили им на смену. Хотя на международной арене у московских художников дела вроде бы шли как нельзя лучше. А.Блёскин в Севре опять завоевал титул «Best of show», а В.Коннов – 1-ю премию. Заказы от самых знаменитых европейских фирм сыпались как из рога изобилия.
В 1996 году в деятельности Московской секции наблюдался почти полный застой, по крайней мере, у себя на Родине, т.к. наши «мэтры» готовились к участию в зарубежных выставках. Впрочем, как выяснилось впоследствии, подготовка оказалась весьма плодотворной. В.Коннов в Париже на мировом конкурсе миниатюристов «Mondial de la Fiqurine” завоевал золотую медаль, в Великобритании на выставке в Фолкстоне он получил две бронзовые медали, а в Севре – две первые премии и титул “Best of show». Такого «урожая» пожалуй, раньше никому из наших ещё и не удавалось собирать.
Остававшимся дома художникам Московской секции удалось организовать и провести всего одну небольшую выставку миниатюры в уже давно знакомом подмосковном Раменском краеведческом музее. За небольшой срок экспозицию посетило более 2-х тысяч человек – огромное число и для столичных выставок, а тем более для небольшого городка.
В конце лета секции удалось наконец-то собрать почти всех своих мастеров в художественной галерее на ул.Солянке. Выставка получилась небольшая, но довольно неплохая.
В последующие годы – последние в XX-м веке, и II-м тысячелетии выставочная деятельность Московской секции у себя на Родине в России почти прекратилась. Единственным прибежищем для авторской миниатюры остался Московский Клуб Стендового Моделизма, на выставке которого в 1998 году впервые для нашей секции был выделен “аж целый шкаф с двумя полками”. Впрочем все немногочисленные новые работы оставшихся “дееспособными” московских мастеров легко там разместились. Особого понимания в среде фанатов стендового моделизма мы не нашли, это и понятно, ведь их витрины со “склейками” были наводнены фирменными фигурами немыслемого количества и разнообразия, с самым необычным антуражем в виде бронетехники,зданий, сооружений и пр. Наши скромные “самоделки”, как они их называли, конечно же терялись на этом фоне. Да зачастую сама тематика наших работ была далека от сферы интересов и понимания “склейщиков” фирменной продукции, наводнившей в последние годы рынок нашей страны.
Только в 1999 году Московская секция наконец-то собралась едва ли не в самом полном своём составе для того, чтобы принять участие в выставке, которая должна была состояться в конце февраля – начале марта в галерее ЗАО “Союзхудожэкспорта”, на Смоленской площади. Поначалу показалось, что мы вновь стали на путь своего возрождения. После всех перепетий в жизни нашей страны, после обвалов, вторников, четвергов и т.п., у нас снова были большие залы, современные витрины (которых, правда, на всех не хватило), внимание прессы и телевидения, вернисажи, банкеты и т.д. Но как только отгремели тосты, прошли статьи в прессе и телевизионные сюжеты, после которых нас даже стали узнавать на улице, и к нам намертво приклеилось определение данное в программе Л.Новожёнова “Сегоднячко” – “игрушечные скульпторы”, руководство галереи неожиданно, без объяснения причин прямо буквально в самый разгар мартовского праздника заставило срочно свернуть экспозицию.
Но даже и на выставочном подиуме московским мастерам-одиночкам всё тяжелее стало соперничать с организованными коллективами, такими как “Русский витязь”. Эта фирма постепенно и незаметно вышла в лидеры среди российских производителей, как на отечественном, так и на зарубежном рынке.
Одним из самых крупных успехов Московской школы стало признание на международной выставке-ярмарке игрушки в Германии в г.Нюрнберге новой продукции одной из российских фирм. Набор игровых фигурок “Русские дружинники”, в масштабе 1:72 получил там “Золотую медаль”. Всё было бы хорошо, но вот только медаль эта была дана итальянской фирме “Italeri», которая распространяла российскую продукцию на западе. Но и не это самое главное в этой истории, всё дело в том, что никто так и не знает, что автором мастер-моделей к этому набору является С.Соболев. Имя мастера нигде, ни на коробке, ни в каталоге, ни в прессе не упоминается.
Новые работы Соболева: «Монголы», «Греческая пехота», «Македонская кавалерия» и другие производят ещё более потрясающее впечатление, чем его первый опыт в этом жанре. Обидно, что и они так и не будут защищены авторским правом, хотя наверняка разойдутся по всему свету, т.к. западные фирмы со своим товаром, зачастую в подмётки не годятся русскому самородку.
В последние годы в рядах секции осталось всего 7-8 действующих мастеров, из которых едва половина занимается миниатюрой профессионально, для остальных же это лишь хобби. Ещё 5-6 человек – стародавних любителей военно-исторической фигурки изредка появляются на заседаниях секции, но новых работ почти не делают.

Автор: Михаил Преснухин
 

zhenyab

Администратор
Команда форума
Прекрасный краткий исторический очерк. Спасибо Михаил!!!
 
Прекрасный рассказ.
Читал и, с одной стороны был горд, за наших, замечательных скульпторов, получающих заслуженные награды на зарубежных выставках. И с другой, очень печально было читать о положении дел в ВИМ России.
Очень запомнились две выставки, о которых рассказывает автор. Первая в 89 году, в Раменском. Это была первая из выставок ВИМ, на которой я побывал и выставка в Музее вооружённых сил.
Большое спасибо Михаилу, за такой подробный рассказ.
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
СПАСИБО ОГРОМНОЕ Михаил! Вот Вам и пожалуйста - я впервые(!) услышал СТОЛЬКО много нового о ВИМе в России как уверен и многие наши друзья и коллеги! Из каких источников мы бы могли узнать обовсём что рассказано выше!??? Собираем отрывочную информацию по интернету и зачастую узнаём именно с буржуйских сайтов. Простите за мою убогость ,но мой "кумир" конных фигур был и остаётся Коннов - я был уверен что это либо эмигрант либо просто "славянское" окончание фамилии западеого мастера! ГДЕ мы все могли подглядеть хоть одним глазком? Посмотрите СКОЛЬКО мастеров вокруг, и если рассматривать только в ракурсе единоборств с РВ - то ВСЯ страна (Россия) за бортом. Сейчас то наконец можно РАССКАЗАТЬ и ПОКАЗАТЬ и делать это с появлением КАЖДОЙ новой работой и КАЖДЫМ новым автором!? Несмотря на СПЕЦИАЛЬНО для этого открытый раздел "Российская ВИМ" ещё раз хочу обратиться к Вам уважаемые мэтры - РАССКАЖИТЕ о себе и о своих друзьях и знакомых - "Родина ДОЛЖНА знать своих героев" - это не шутка, а гдето даже если честно то и обидно за нас - весь мир знает, видит, оценивает и покупает - ВЕСЬ кроме своих же. :shock: И чтобы увидеть новый шедевр от Коннова или Серебрякова нужно идти как минимум на Планету Фигур, Пегасо, Сейл, Андреа - КУДА УГОДНО только не "домой" - !!!??? :twisted:
Место (сайт)есть, тема открыта, показывайте-участвуйте-представляйтесь и делитесь новостями - даже ТОРГУЙТЕ. Давайте и дома таки организуемся . Здесь же и приглашения и рекламма на выставку и обзоры "открытие-закрытие" .......
Юрий Серебряков и Сергей Лупанов откликнулись, - А КТО ТАКИЕ Коннов и Блёскин и КАК увидеть Россиянам их работы!??? ( :wink: )- пойти куда подальше на французские и испанские сайты и там узнавать о событиях у себя дома? (это я пытаюсь подзадорить :wink: )

Сегодня поговорили по телефону с Сергеем Лупановым и уже давненько (изначально)обмозговали возможную поддержку ВИМа с Геннадием, Евгением и Юрием Серебряковым - и есть предложение по популяризации и привлечению начинающих - сейчас дорешаем некоторые ньюансы и .... откроем новую тему именно в поддержку вышесказанному Михаилом - ! :idea: :wink:

Михаил - ОГРОМОНОЕ спасибо ещё раз! "Глаза хоть чуток приоткрыл - лучше видеть стало" :lol:
 
Какая замечательная статья и какая же грустная концовка :( . Где же нам найти современных Третьяковых? :cry: Но ведь не деваются никуда юные самородки, да и кризис завершится обязательно, причем в ближайшее время, о чем свидетельствует и этот сайт. Ребята большое дело делают. :D. На дворе XXI век, новые технологии и интернет поможет сплотить коллектив, способный разрешать любые задачи :D . Верю!!!
 
Миша, спасибо за статью.
От себя добавлю. Несмотря ни на что, секция военно-исторической миниатюры существует. И каждый третий четверг месяца собирается по адресу: Москва, Сокольническая площадь, дом 7 (Дом Молодежи, в этом же здании находится магазин "Лейб-Кампания"), 3-й этаж, комната 33, с 18.00 до 20.00 . Проезд до станции метро “Сокольники”. Ближайшая встреча состоится 15 марта. Приглашаются все желающие.
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Алексей - огромное спасибо за приглашение и информацию!
Вопрос-предложение - самые старейшие и без сомнения уважаемые участники секции, возможно ли после каждой (не так часто ведь) встречи писать хоть небольшой обзор по обсуждаемой теме (ам) или показывать фото фигур тех что были на встрече - высказывания, поправки, мнения - это ведь так интересно! Многи просто не могут летать на встречи - страна большая, да и Вам также зевак особо ненужно - а вот миниотчёт по каждого собрания , новости и возможные обьявления - всегда пожалуйста. Провели встречу, обсудили пообщались и вынесли на обозрение и УЧАСТИЕ желающих - и у Вас не всё есть по всем темам и интересующим вопросам "с миру по нитке"..... Помоему неглупое предложение, всё вполне реально, от Вас уважаемые зависит - поделиться с нами , рассказать нам или оставаться в тени и устраивать "междусобойчики" инкогнито !? Наверно это и будет тогда "объединением" и " продвижением" с возрождением "центра" ВИМ в России ?
Ваше мнение мэтры? От Вас зависит на сколько Вы готовы - 90 % даже судя по сайтам и не знают как пишется Блёскин или БлёсТкин - :lol: :wink:
 
Сергей, спасибо за вопрос-предложение. Надо подумать. Я обязательно отвечу. Пишется – Блёскин.
 
Миша так живо все описал.
Прямо ностальжи по былому. :wink:
"И я там был, мед-пиво пил....."
:D
 

Злобов Сергей (Zlobov*S)

Злой Вождь
Команда форума
Константин - мы ждём и твою информацию - уже слухи всякие поползли про 1Гвардс и 1 Легион :wink:
Кто такой Легион, как так, почему и кто ...?
 
Сверху